| Причал | | Просто | | Ритмы | | Мостки | | Брызги | | Аврал |
*
Все время, что помнит себя человечество, оно пытается заглянуть в завтрашний
день. «Что будет?» извечный вопрос, терзавший еще наших пращуров-троглодитов
почище Гамлетовского. Тем более что никакого Гамлета тогда еще в проекте не
было. Этот вопрос терзал их даже больше голода, и на алтарь приносились
немалые жертвы. Сначала, конечно, жрачку всяко-разную жертвовали. Но если не
помогало могли и человечка ухайдокать. Потому как без знания будущего
ни-ни а вдруг неурожай? Корешочки-ягодки не повылазиют, птыц небесный и
зверь лесной ушмыгнут в соседний лес. А в соседнем лесу, знамо и трава
погуще, и река почище, и бабы потолще...
И вечная проблема хорошо там, где нас нет оборачивается не столь
топографической, сколь временной стороной. Потому как если ушмыгнут надо
к этому заранее приготовиться. То ли кореньев впрок запасти, то ли самим в
соседний лес податься...
Спервоначалу, конечно, предсказаниями всякие проходимцы занимались. Жрецы,
шаманы, оракулы, заклание белого барашка после дождичка в четверг, гадание
по птичьей требухе... Предсказания выходили четкие, ясные, очень удобные
правящей династии. Потому как если не очень удобное предсказание башку
враз оттяпают. Жрецу. Под самый корешок...
Потом за дело взялись алхимики, астрологи и прочие хироманты. Белый барашек
был забыт в ход шли ядовитые жидкости, дурно пахнущие смеси, толченые
лягушки и прочая высоконаучная бижутерия. Предсказания стали туманными и
расплывчатыми, позволявшими бесконечное число трактовок. Опыт
оттяпаных башок не был забыт.
Алхимиков, конечно, тоже поизвели со временем. Потому как нечего казенных
лягушек переводить на предсказания типа «Куда пойду, тогда приду, и зверь
обернется камнем и всем большой кабздец». За такое предсказание медалью,
ясное дело, не пожалуют. А пожалуют, как уж исстари завелось башкой.
Твоей. С барского плеча в собственные руки.
И вот наступило время научно-технического прогресса и высокого общественного
самосознания. Лягушек всех повывели, но зато и башку больше оттяпать не
грозятся. Все больше электрический стул в моде но это, согласитесь, куда
как гуманней. Предсказаниями на новой, материалистической основе стало
заниматься исключительно гидрометеобюро. А извечное, неистребимое любопытство
«Что будет?» осталось. Потому как, хоть корешков и зверья всякого в
супермаркете, вроде бы и вдосталь но кто знает, что там дальше будет...
Может, пора уже в соседний супермаркет лыжи вострить... А в соседнем
супермаркете, знамо и консервы подешевле, и зарплата побольше, и бабы
потолще...
Но нет, нет, не повывелись отчаянные головы, готовые на свой страх и риск
сказать: «Смотрите, люди, так будет». Смотрите и читайте... Потому что на
место жрецов и алхимиков пришло Высокое Искусство Фантастика и Голливуд.
Вариантов развития сюжета всего два: либо всеобщее братство и
безудержный прогресс (вариант, особо любимый домохозяйками и управдомами),
либо Большой Трындец. В случае всеобщего благоденствия новых Нострадамусов
волнует лишь одна проблема: «Есть ли жизнь на Марсе?» Нет не беда, мы ее
туда сами зафутболим. Есть тоже нет повода для беспокойства мы
ее оттудыва выковырнем. Во втором случае (обожаемом дантистами, программистами
и прочими представителями мужественных профессий) все гораздо неопределенней.
Чем сердце успокоится непонятно.
Роман Татьяны Толстой «Кысь» это повествование о людях, выживших после
Большого Трындеца. Мало того о людях выживших у нас, здесь, в России. Под
конец мы даже узнаем точное место Москва.
Конечно, без Последствия не обошлось:
"Вот руки, ноги, пуп, титьки, уд срамной, вот пальцы все, на руках и на
ногах, и все без малейшего изъяну! А сзади, конечно, чему быть? сзади
зад, а на заду хвостик".
"Значит так. Правила такие. Свечки потушить, чтоб темно было, сесть-встать
где попало, одному на печку забраться. Сидит он там, сидит, да ка-а-ак
прыгнет с криком громким, зычным! Ежели на кого из гостей попадет, дак
непременно повалит, ушибет, али сустав вывихнет, али еще как пристукнет.
Ежели мимо дак сам расшибется: голову, али колено, али локоть, а то и
ребро переломит: печь, она же высокая. Об табурет в темноте удариться можно
будь здоров! Об стол лбом. Вот ежели не разбился, опять на печь лезет, а
ежели из игры выбыл другому уже невтерпеж: пустите, теперь я прыгну!
Вопли, крики, смех право, уписаешься, такая игра чудесная. А потом свечки
зажжем да и смотрим, кто как повредился. Ну, тут, конечно, еще больше хохоту:
вот ведь только что был у Зиновия глаз ан и нетути! А вон у Гурьяна рука
надломивши, плетью висит, какой теперь с него работник!"
В общем, как видите народ простой, немудрящий. Пожрать горазды, девок
потискать. Нисколько, можно сказать, не изменились. По-прежнему надеются на
помощь с Запада:
Потому что сказано плодитесь и размножайтесь! Лев Львович поднял
длинный палец. Размножайтесь!
Если завидят чеченцев, велено кричать: «Чеченцы! Чеченцы!» Тогда народ со
всех слобод сбежится, палками в горшки бить начнет, чеченцев стращать. Те и
шуганутся подальше.
Но как уж водится теперь роман не об этом. И зря я, в общем-то, все это
вам рассказывал. Роман даже не роман, а философская притча о Книге.
Больше того об Искусстве, о его влиянии на жизнь... При чем не об
облагораживающем влиянии, как полагали наивные наши классики, а совсем
наоборот о том, как тяга к прекрасному заставляет убивать, предавать,
терять себя...
Высказаться Аврально |
|||