––––– Причал ––––– Просто ––––– Ритмы ––––– Мостки ––––– Брызги ––––– Аврал


Элина Войцеховская
Недолгая вечность Золотого тельца*



История эта слишком известна, чтобы воспроизводить ее в деталях, но именно детали ее ярки, странны и интересны. Пока Моисей на Синае беседовал с Богом, брат его Аарон из пожертвованных народом золотых серег сделал "литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!" (Исход, 32, 4).
Кое-кто из теософов, ссылаясь на неправильное прочтение древнееврейского слова "agal", утверждал, что идол был не изображением быка, а шаром или диском. Этому мнению, заметим, ничуть не противоречат оправдания Аарона, по словам которого идол получился как бы сам собой: "И я сказал им: "у кого есть золото, снимите с себя". И отдали мне; я бросил его в огонь и вышел этот телец" (Исход, 32,24). С религиоведческой точки зрения, не так уж важно, имел ли идол форму быка или диска, ибо обе они являются признаками солнечного культа. Иудейская устная традиция, впрочем, предпочитает видеть тельца вполне живым, подвижным, поглощающим траву животным, заодно со статичностью отказывая ему чуть ли не в золотом сиянии.
Как бы то ни было, израильский народ нарушил запрет, который незадолго до этого сообщил ему Бог устами пророка Моисея: "Не делайте предо Мною богов серебряных или золотых, не делайте себе". (Исход 20, 23) Перефразируем: не делайте богов из серебра и золота. Или так: не обожествляйте золото и серебро.
За века и века, прошедшие с исхода народа израильского из обильного золотом Египта, всякая божественность выветрилась из идиомы "золотой телец", ныне означающей не более, чем богатство и поклонение богатству. Но если ориентироваться на этот, упрощенный, смысл выражения и вспомнить, что израильтяне прихватили с собой немало золота, принадлежавшего их египетским соседям, оказывается, что они были не так уж неправы, заявляя, что именно золотой телец был богом, избавившим их от рабства в стране Мицраим.
С другой стороны, "жестоковыйный" этот народ не пожалел пожертвовать свои украшения на сакральные цели. Так как же с алчностью? Придя к сомнительному выводу, что одно из самых употребительных выражений попутно является и одним из самых противоречивых, припомним печальный и, по обыкновению, необычный конец истории.

Моисей, не удовлетворившись тем, что "взял тельца... и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым" (Исход, 32,20), устроил побоище в собственном стане. "И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И... пало в тот день из народа около трех тысяч человек." (Исход, 32, 27-28)
Итак, Аарон бросает в огонь мелкие золотые побрякушки и получает... скульптуру, скажем так. Родной брат Аарона Моисей, в свою очередь, бросает ее в огонь и превращает в прах. (Как это ему удалось? Неужели золотой телец не только не был тельцом, но, ко всему, не был и золотым?) Все полито в равных пропорциях блеском, восторгом, кровью и недоумением.
В вышеизложенных странностях, как сказано, нет ничего странного. Если история в меру правдива, если идол (отстранимся от формы), действительно, был золотым, это многое объясняет, ибо золото – противоречивейшая из известных человеку субстанций.

Редчайший, драгоценнейший из металлов, в народном сознании золото традиционно ассоциируется со всем наилучшим. Золотое сердце, золотая душа, золотой человек. И золотая клетка. Золотая лихорадка. Золотая Орда. Пушкинский гений одарил читателей целой россыпью блестящих многозначительных образов: скупец, чахнущий над златом; златая цепь на дубе; золотая рыбка; золотой петушок. Простые детские вопросы очень быстро заводят в непроходимые дебри. Над златом, как известно, чахнет не только Скупой Рыцарь, но и Кащей. Не превратился ли первый во второго? Но куда уж Кащею чахнуть дальше? Зачем цепь на дубе? Кто ее повесил? Что она закрепляет? Царственная рыба наделена даром речи. А рыба, напомним, – древний символ христианства. Петушок, спасительный и сражающий насмерть. Из рук мудреца, скопца... Не протестантский ли петушок? Не василиск ли? Дракон, приветствующий солнце и войну?
Пушкин зафиксировал противоречия, издавна ощущаемые народом. Зачем, собственно, понадобилось разбивать снесенное курочкой Рябой золотое яйцо? И что за трагедия в том, что его разбила мышка? Почему бы не переплавить скорлупку? Неужели золото перестало быть золотом или оказалось фальшивым? Не Мировое ли яйцо раскололось? Что было внутри? Нет ответа.
За обладание золотом велись кровопролитнейшие войны, совершались страшные преступления. А меж тем, по словам Филиппа II Македонского, отца Александра, перед ослом, навьюченным золотом, не устоит никакая крепость. Войны ведутся ради золота, и золото, в свою очередь, решает исход войн.

Золото – тюремщик, и золото – узник. Богач чахнет над своими ларцами. Чахнет над свинцом и ртутью алхимик. Чахнут в темнице воры и политические преступники, пустившиеся некогда на злодеяния из-за золота. Но и само золото, будучи исторгнутым из земных недр, немедленно попадает под замок – в сейфы и бронированные витрины, которые охраняются едва ли не лучше, чем тюремные камеры неумеренных его поклонников.
Не так уж много золота можно наблюдать при свете дня. Пожалуй, в глаза бросаются лишь зубные коронки устаревшего фасона да ювелирные украшения. А меж тем, золото – солнечный металл, издавна символизирующий Солнце с его чудесным сиянием и слепящим блеском, живительным теплом и испепеляющим жаром. В Египте эпохи эллинизма и в европейских алхимических манускриптах золото обозначается одним и тем же символом – кружком с точкой посередине.
В Священном Писании золото упоминается не менее пятисот раз. Золотые свадебные дары Ревекки. Золотая лестница Иакова. Золотое убранство Соломонова храма. Золото, ладан и смирна были принесены волхвами в дар младенцу Иисусу (Мф., 2, 21).

В христианстве золото означает сияние Божественной славы, в коей пребывают святые. Золото есть символ Небесного Иерусалима, улицы которого "чистое золото и прозрачное стекло" (Откровение, 21, 21). Золото есть цвет и свет. Золото так же традиционно для фона икон, как красный и синий цвета – для одежд Богоматери.
В картах Таро о золоте напоминают сразу две масти: монеты и кубки. Священный Грааль, по одной из распространенных версий, был чашей, из которой пил Иисус во время Тайной Вечери, а по другой – чашей, в которую собрана кровь из крестных ран. Исходя из исторических соображений и из простой логики, ни у одной, ни у другой чаши нет никаких оснований быть золотыми, но, за века существования легенды, человеческая вера и фантазия, по меньшей мере, вызолотила оба сосуда, если и не обратила их алхимически в золото.
Цифровое значение золота – 7. Это число издавна считается счастливым. Семь есть сумма чисел 3 (Божественная Троица) и 4 (стороны света, времени года, канонических Евангелия).

Ислам озносится к золоту с осмотрительностью, унаследованной, вероятно, от иудаизма. Помимо общего для обоих полов запрета на употребление алкоголя и свинины, мусульманам-мужчинам также запрещено носить золотые украшения. И все-таки, именно арабский язык одарил человечество словом "алхимия", хотя бы в первой его части. Что же касается корня этого слова, то его выводят то из греческого "химос" (влага, сок), то из китайского названия золота "ким", то из имени страны "Khem" (Египет).
К слову, на вопрос о том, было ли получено золото в результате алхимических манипуляций, нет однозначного ответа. Сохранились свидетельства очевидцев, утверждавших, что на их глазах золото было получено из неблагородных металлов. К списку счастливцев принадлежит и вполне благонадежный Барух-Бенедикт Спиноза. Однако, возвратимся в сферу в меру достоверного знания.

Золото уникально, универсально. "Золото через свой изрядно желтый цвет и блещущую светлость от прочих металлов отлично", – писал Ломоносов. Как универсальная субстанция, золото не знает полного отрицания (разве что, царской водкой), только частичные. Отрицание подобием, уничижающее отчасти, – медь. Отрицание грубой мощью – железо ("все возьму сказал булат"), отрицание почти равным благородством – серебро. Но серебро – традиционно второй из благородных металлов, ибо уступает золоту и красотой, и редкостью, и химическими свойствами. Серебро – лунный металл. Союз Солнца и Луны – распространенный мотив некоторых религий.
Золото и серебро нередко встречаются в природе в общей породе, называемой электр (или электрон), из которой можно выделить оба металла по отдельности. И все-таки, к их искусственному соединению следует подходить со всей осторожностью. Геральдика, к примеру, лишь нехотя допускает присутствие в одном гербе одновременно золотых и серебряных деталей. Натуропаты не рекомендуют носить одновременно золотые и серебряные украшения из-за их противоположного воздействия на человеческое тело.

Пластичности золота, его способности легко менять форму созвучна и неустойчивость его названия, подверженность воздействию местных диалектов и говоров. О праиндоевропейском корне "haus-" (или "huos-") напоминает разве что латинское "aurum" (первоначально "ausum"), да литовское "auksas". Греческое "хризос" принято выводить из микенского "kuruso" и аккадского "hurasu". Во многих германских языках названия золота восходят к индоевропейской основе "gel-" (желтый), в славянских же языках – напоминают о Солнце ("Sol"). Египетское название золота "нуб" недвусмысленно повествует о том, что именно из Нубии происходила значительная часть египетского золота.
История добычи и перераспределения золота есть история человеческой цивилизации. Золото – один из семи металлов, известных с древности (прочие шесть: ртуть, свинец, серебро, медь, железо и олово), и, предположительно, первый из этих металлов. Золото плохо приспособлено к тому, чтобы изготавливать из него оружие. Таким образом, легенда о золотом веке обретает вполне буквальный смысл. Отметим и здесь забавное противоречие. В веке, коему дало название золото, отсутствовали не только деньги, но и всякое понятие о ценности золота.

В незапамятные времена золото стало использоваться как универсальное платежное средство, прежде в виде золотого песка, слитков, украшений. Позже стали чеканить монеты.
По традиции первыми золотыми монетами считаются статеры лидийского царя Алиата, отца Креза, которые были односторонними и изготовлялись ударом молотка по кусочку золота, лежащему в углублении бронзового штемпеля с вырезанным рисунком. Что касается самого Креза (595-546 до н.э.), богатство и кичливость которого вошли в поговорку, конец его жизни, как известно, оказался печальным. Лидия была покорена и разграблена Киром, перенявшим, в частности, и обычай чеканить монету.
Мода на чеканную монету довольно быстро распространилась на Средиземноморье и дальше. Разумеется, наряду с золотыми, монеты чеканились из серебра и меди. В одних языках (например, в большинстве германских) слова "деньги" и "золото" – однокоренные, в других же (французский, иврит), деньги – это серебро, а не золото.
Помимо того факта, что медный грош – вещь не менее универсальная и необходимая, чем полновесный золотой червонец, золота попросту не хватало для того, чтобы чеканить их него все монеты. Золота не хватало всегда. Сколько же его в мире?

По оценках специалистов за всю историю человечества добыто 50 – 140 тысяч тонн золота. Большинство экспертов говорят о 110 – 120 тысячах тонн. Практически все добытое золото сохранилось, утрачено не более 10%, значительная часть которых покоится на дня океана в затонувших испанских галлеонах или в еще не обнаруженных и не разграбленных богатых захоронениях и кладах.
Лишь изредка золото встречается в виде самородков. Самый большой в истории самородок, найденный в Австралии в 1872 году, являл собой глыбу золота весом более 250 килограммов. Крупнейший из русских самородков был найден на Урале в 1837 году и весил около 37 килограммов.
Но природа редко преподносит такие подарки. Добывать золото становится все труднее. Ныне в золотодобывающей промышленности во всем мире работает около пяти миллионов человек. Между тем, оно есть повсюду, например, в океанской воде. Его можно обнаружить в любом гранитном осколке.
Даже попав в руки человека, золото норовит ускользнуть из них, распылиться, рассеяться. Золотые монеты ежегодно теряют не менее десятитысячной части своего веса. Золотое кольцо, которое носят, не снимая с пальца, за время жизни владельца может истончиться вдвое. Мельчайшие частицы золота оседают на людских телах, одежде, стенах домов, особенно если это стены банков или ювелирных мастерских. Ювелиры по традиции работают на бильярдном сукне. Им же обиваются стены мастерской. Если через несколько лет такое сукно сжечь, в золе можно обнаружить немало золота.

В природе и, если позволительно так выразиться, в обществе золото ведет себя по-разному. В природе золото стремится распространиться как можно равномернее. Попав в людские руки, напротив, склонно концентрироваться в больших объемах.
В древности самой обильной золотом страной был Египет. По оценкам историков к VII до н.э. в Египте было накоплено не менее трех тысяч тонн золота. В VII веке Ассирия покорила Египет, разумеется, опустошив при этом его золотые запасы. Однако вскоре эти богатства, а заодно и израильские, перекочевали в Вавилон, покоривший обе страны. Прошло немного времени, и на фоне огненной надписи "мене, текел, фарес", пируя, агонизировал Вавилон, а его золотые запасы уже перегружались в казну персидского царя Кира Великого, из династии Ахеменидов. Персидская империя, в свою очередь, в 330 году до н.э. пала под натиском Александра Македонского. Среди военных трофеев последнего было не менее девяти тысяч тонн золота. Империя Александра распалась сразу после его смерти, и богатства разошлись по разным странам, чтобы опять сконцентрироваться в новом городе, просторно раскинувшемся на семи пологих лесистых холмах.
"Auri sacra fames", – писал Вергилий, самый проницательный из римских поэтов: "Проклятая жажда золота, до чего же ты доводишь людей?" Даже честно полученное золото способно натворить немало бед. Основной мотив "Песни о Нибелунгах" – проклятие, которое несет с собой золото. "Золото Рейна", – уточняет Вагнер. На берегах Тибра о том же говорит Гораций (Послания, I, 10, 47 – 48), имея в виду скорее моральный, чем мистический аспект проблемы. Но выводы сходны:

Деньги бывают царем и рабом для того, кто скопил их,
Им не тащить ведь канат, а тащиться за ним подобает.

Сказка и летописная история идут рука об руку. Если верить мифам (почему бы, собственно, им не верить?) в судьбе вполне исторического лица – фригийского царя Мидаса (738-696 гг. до н.э.) аполлоническое и дионисийское начала столкнулись куда как серьезным образом. Мстительный Аполлон за то, что Мидас присудил первенство в игре на флейте не ему, а Пану, наградил недальновидного царя ослиными ушами. Дионис же, вероятно, в то еще время, когда уши Мидаса были вполне человеческими, исполнил просьбу алчного царя о том, чтобы все, к чему он ни прикоснется, превращалось в золото. Стоило Мидасу сорвать с дерева зеленую ветвь, она немедленно становилась золотой. Вода сплывала с его рук золотыми каплями. Ликовал царь лишь до тех пор, пока не решил отобедать, ибо в золото превращалось и все то, что попадало ему в рот. По словам Овидия (Метаморфозы, 11, 125),

Только он с чистой водой смешает виновника дара,
Как через глотку питье расплавленным золотом льется.

Мидасу удалось умилостивить Диониса и избавиться от гибельного дара. А лет через пятьсот-шестьсот после изложенных событий этим способом – вливанием в горло расплавленного золота – понтийский царь Митридат Евпатор (132-63 до н.э.) казнил одного из римских пленных. Вот, как рассказывает об этом Аппиан ("Митридатовы войны", 11, 21):

Немного времени спустя он [Митридат] взял в плен Мания Аквилия, наиболее виновного изо всего этого посольства в этой войне.
Его, связанного, он всюду возил на осле, громко объявляя зрителям, что это Маний; наконец, в Пергаме велел влить ему в горло расплавленное золото, с позором указывая этим на римское взяточничество.

Но как легкомыслен человек! Прошло время, и жестокие обстоятельства необычной казни породили изящную метафору:

Затем он проглатывал чашку горячего бульона, съедал два крылышка каплуна или здоровенный кус жирной свинины, запивая все это добрым белым винцом из Мерсо, которое сразу разогревает нутро человека, течет, как расплавленное золото, в глотку и пробуждает к жизни уснувшие за ночь чувства.
(Морис Дрюон, "Лилия и лев").

В России, заметим, вплоть до 1672 года, митридатов патент применялся для расправы с фальшивомонетчиками. Но в горло им вливали, разумеется, не золото, а те металлы, которые они подмешивали к золоту, штампуя поддельные монеты. В других странах с фальшивомонетчиками обходились не ласковее: варили живьем в котлах или снимали скальпы (и это в Германии, в полном соответствии с Любекским правом, а вовсе не в беззаконных пампасах).
Вышеописанные жестокости небезосновательны. Фальшивые монеты, наводняющие страну, расшатывают ее финансовую систему, которая и без того, как водится, хрупка и уязвима.
Фальшивомонетничество нередко процветало в государственном масштабе, когда в обращение пускались неполновесные монеты, или монеты с дешевыми примесями. Когда папа Григорий IX (ок. 1145-1241) отлучил от церкви римского императора и короля Сицилии Фридриха II Штауфена (1194-1250), среди прочего, предъявлялось и обвинение в подделке монет. Оно оказалось отчасти обоснованным. Наводнил страну поддельной монетой и французский король Карл VII (1403-1461), при деятельном участии придворного алхимика Жака ле-Кара (господин Жак у Булгакова; вовсе, впрочем, не висельник). Подобные махинации неизбежно провоцировали спад экономики и обнищание населения. По мнению многих экономистов, именно золото является залогом процветания экономики.
Впрочем, иногда и фальшивые монеты шли на пользу стране. Мануил Комнин (1123-1180) умышленно ввел в употребление фальшивую монету, которой расплачивались с крестоносцами, когда покупали у них что-нибудь, и которую не принимали от них, когда им самим приходилось расплачиваться с византийцами. В целом, финансовая система Византии отличалась редкой стабильностью. Византийские золотые солиды, введенные в обращение Константином Великим (ок. 285-337) в течение более восьмиста лет были универсальной денежной единицей в империи и сопредельных странах.
Не устояла перед обаянием золота и другая великая империя, которая, впрочем, во все периоды ее существования была, хотя и близка географически к византийской, но очень далека от нее по стабильности и порядку. Заметим, что именно забастовки на золотых (Ленских) приисках вдохновили вождя мирового пролетариата на звучный псевдоним. Что же касается пресловутых золотых унитазов, идея, заметим, блещет и благоухает чем угодно, но не новизной.

Заглянем в трактат Томаса Мора под названием "Золотая (!) книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516 год):

"Утопийцы едят и пьют в скудельных сосудах из глины и стекла, ... а из золота и серебра, повсюду, не только в общественных дворцах, но и в частных жилищах, они делают ночные горшки и всякую подобную посуду для самых грязных надобностей. Сверх того из тех же металлов они вырабатывают цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов. Наконец, у всех опозоривших себя каким-либо преступлением в ушах висят золотые кольца, золото обвивает пальцы, шею опоясывает золотая цепь, и, наконец, голова окружена золотым обручем. Таким образом, утопийцы всячески стараются о том, чтобы золото и серебро были у них в позоре..."

Невзирая на заветы классиков марксизма-утопизма, коммунистическая символика перенасыщена золотом: золотые серп и молот, золотая звезда, золотой колос. Черным золотом называли уголь или нефть, голубым – газ, белым – хлопок. Коммунистическая же мораль, отнюдь не потворствуя роскоши, все же не заносила драгоценности в список зазорных предметов.
Ныне, в эпоху "электронных" денег, к золоту продолжают чрезвычайно серьезно относиться как величайшие финансовые умы, так и люди, мягко говоря, умеренного достатка. Стоит разразиться очередному финансовому кризису, как все больше состоятельных людей предпочитает держать свои сбережения в золотых слитках. Достаточно крохотной заметки в местной прессе о том, что в N-ском уезде найден, предположим, клад со скифским золотом, как все местные жители, от мала до велика, вооружившись кто саперными лопатками, а кто и архетипическими палками-копалками принимаются превращать окрестные кочки во впадины и наоборот.
В 30-е годы XX века золото полностью вышло из обращения, и ныне золотые монеты чеканятся исключительно в нумизматических целях. Меж тем, знаменитые британские золотые соверены, со святым Георгием на реверсе и портретом правящего монарха на аверсе, которые были впервые отчеканены в честь Генриха VII Тюдора в 1489 году, до сих пор употребляются в международных расчетах, а также нередко используются в критических ситуациях. Во время военной операции "Буря в пустыне" британские золотые соверены входили в стандартный комплект для выживания, наряду с водой и лекарствами. Эти монеты выдавались американским летчикам на случай попадания на иракскую территорию.

Итак, люди почти прекратили расплачиваться золотом, но не перестали украшаться золотом. Возможно ли установить происхождение того металла, из которого сделано обычное современное кольцо – почти штамповка, красующееся на пальце обычного современного человека? Конечно, нет. В него могли попасть частицы золота, составлявшего выкуп за Великого Инку Атауальпу, не спасший последнего от кровавых объятий Писарро. Или золота, из которого прежде были отлиты знаменитые золотые кони Батыя, украшавшие Сарай-Берке. Или крупица блестящего результата уединенных занятий Роджера Бэкона. Или осколок запоздавшего самородка, зажатого в холодеющей руке безымянной жертвы золотой лихорадки. Или, наконец, капля, добытая при переплавке испорченной короны архимедова родственника Гиерона. Уж ее-то точно хранить было незачем! Не будет преувеличением сказать, что в каждое стандартное, "никакое" современное золотое украшение вливается все золото мира.

"Малая" история, история отдельных семейств, подобно "большой", государственной, истории, отчасти пишется золотом – фамильными драгоценностями, из поколения в поколение накапливающимися в старых шкатулках. Издавна золотым украшениям приписывались целебные свойства. Считается, что золотой крестик (или просто медальон), висящий на уровне сердца, уравновешивает его тоны, спасает от аритмии.
Золотые перстни, вопреки пауперистским измышлениям, не способствуют лени, а, напротив, побуждают к активности и пробуждают жажду деятельности. Особенно замечательны обручальные кольца. Гладкое кольцо, не имеющее ни конца, ни начала – символ вечности. Считается, что обручальные кольца начали носить еще в Египте. Традиционно кольца носят на безымянном пальце, который, по поверью, связан непосредственно с сердцем.
К 998 году н.э. восходит красивая традиция обручения венецианских дожей с Адриатическим морем в день Вознесения. Каждый новоизбранный дож со словами: "О море, с тобою обручаюсь, в знак неизменного и вечного владычества моего над тобой", – бросал в воду золотое обручальное кольцо. Сто пятнадцать золотых колец покоятся на дне благословенной лагуны.
Золото не обходит вниманием и вполне традиционная медицина. В силу своей неокисляемости, золото – ценнейший материал в протезировании, в частности, в зубном. Соли золота широко применяются для лечения болезней сердца и суставов. Это, впрочем, рекомендовал еще Авиценна.

Не имеем ли мы дело с "вечным возвращением вечного возвращения" по Борхесу? Не готово ли замкнуться золотое кольцо истории? Не стоим ли мы у порога нового золотого века, настойчиво предрекаемого еще, например, Вергилием? Первый этап уже пройден: золото вышло из денежного обращения. Возможно, пройден и второй: золото (по крайней мере, в развитых странах) перестало быть предметом роскоши, став гораздо доступнее и демократичнее. Дело осталось за малым – прекратить насилие. В сущности, человек не так уж испорчен. Его так же, как и раньше, влечет сияние. В доступном его кошельку и пониманию виде. Что и говорить, не все то золото, что блестит. Божественное сияние, пройдя через несколько стадий деградации (нимбы святых, сусальные купола и алтари церквей, золотые короны и облачения царей), с обрядовой неизбежностью эманирует в люрексные кофты провинциалок.
Но и в прошлом, кажется, случалось, что сакральный символизм деградировал до материального богатства, а золотой телец сменялся медным змием (Числа, 21, 8-9). "И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя. (...) И сделал Моисей медного змея..."


  • * Примечание: Полностью очерк можно будет прочесть в журнале Geo.
  • ** Картину "Золотой телец" написал французский художник Николя Пуссен (Nicolas Poussin: 1594, Les Andelys – 1665, Roma)
  • Статья "Золото и общество" Станислава Михайлова
  • Другие эссе на "Яхте"
    Отозваться в Бортжурнале
    Высказаться Аврально