| Причал | | Просто | | Ритмы | | Мостки | | Брызги | | Аврал |
Год стоял девяносто начальный, и это был мой
второй заезд в Штаты. Попала я туда в составе страннейшей делегации
от некой организации под названием "Сила в дружбе". Как и зачем я там
оказалась отдельная песня, но поездка была заказана, оплачена,
и я была не воленс менять ни местa, ни даты. Мне предстояло провести
четыре дня в Колорадо, потом шесть дней в Атланте и домой.
А в славном городе Нью-Йорке жила (и о сю пору
живет) моя подруга Ленка, с которой мы очень хотели встретиться. Для
этого она собиралась приехать в Атланту, но потом что-то у нее
случилось, и поездка сорвалась. Она предложила, чтобы наоборот я
приехала к ней в Нью-Йорк, и полетела в Москву прямо оттуда. С моей
зарплатой в двадцать долларов я себе такой роскоши позволить не могла,
но об этом, собственно, никто и не думал в те времена за
советских гостей местные хозяева автоматически платили везде, это
само собой разумелось. Так что Ленка сразу сказала, что она,
естественно, заплатит за билет, и что все равно она собиралась
платить за свой билет и за гостиницу, а так, без гостиницы, ей даже
лучше. Это было логично, но меня вдруг заела гордость, которая у
советских собственная. Я уперлась, и мы часами бодались по телефону,
убеждая друг друга не пойми в чем. В результате я согласилась, но с
условием, что Ленка постарается найти мне в Нью-Йорке работу, чтобы я
смогла отдать ей деньги. Наверно, сопротивление было таким мощным,
что попытки подыскать работу были честно предприняты. Мы расклеили
объявления, что некая Scandy страстно желает помыть чью-нибудь
квартиру или понянькать чьего-нибудь ребенка, но кроме двух кретинов,
которые позвонили в три часа ночи и потребовали помыть их или хотя бы
с ними выпить, никто не откликнулся. Я скандалила, и Ленка в конце
концов сказала, что она, конечно, может попросить всех своих знакомых,
чтобы я им помыла что-нибудь и заплатить им, чтобы они заплатили мне,
чтобы я потом заплатила ей, но лучше бы я уже успокоилась. Тут я
догадалась, что создаю лишние проблемы, и заткнулась.
И мы мирно жили еще пару дней. В свободное время
я развлекалась игрой на киборде. Эту штуковину только что купил
Ленкин муж невесть зачем, ибо ни он сам, ни Ленка играть не умели.
Зато я ловила страшный кайф. Как я теперь понимаю, машинка эта была
отнюдь не продвинутая. Единственное, что она умела это не
вполне правдоподобно имитировать разные инструменты и отбивать штук
сорок ритмов. Но поскольку то был первый встреченный мною прибор из
этой серии, то радовалась я ужасно.
И вот, как-то раз едем мы с Ленкой в метро
где-то в нижнем Манхеттене. На каждой станции до черта музыкантов, и
я совершенно уже в шутку сказала а вот еще один способ
заработать! Но Ленка вдруг воодушевилась и спрашивает неужели
не слабо? И я поняла, что после всех истерик, которые я ей закатила
по поводу собственной безработицы, выбора у меня, можно сказать,
нет.
Начались приготовления. Во-первых, репертуар.
Про классику я велела Ленке забыть с тех пор, как я кончила
музыкалку, нот я в руки не брала. Вот сбацать популярную песенку
с налету это пожалуйста. Еще в пионерлагере этим пользовалась
пока соотряднички столовку мыли, я им на расстроенном пианино
с чувством играла про генералов песчаных карьеров. И что меня
неизменно удивляло все были таким раскладом довольны. Так что
остановились мы на песенках. Дело было в конце ноября, и Рождество
уже раскручивалось вовсю. Поэтому у Ленки была идея играть эти
стандартные рождественские мелодии. Но это нонче каждый ребенок в
России знает мотивчик Jingle Bells, а в те дикие времена я с
кристмасовским искусством знакома не была вовсе. Ленкино же смущенное
мурлыканье не давало достаточно информации для воспроизведения
оригиналов. Тогда решили играть с детства знакомое и родное.
Навспоминали тангов, сколько могли "Утомленноe солнцe",
"Отчего, ты спросишь", "Брызги шампанского", "В бананово-лимонном
Сингапуре" и т.д. Куски, которые я не помнила, пел по телефону Ленкин
брат, который консерваториев как раз кончал и петь не боялся. А одно
место в "Кумпарсите", которое и я, и Ленкин братец наглухо позабыли,
Ленка, дабы напомнить, описывала так а тут Пахомова спиной к
Горшкову и вот так ногой делает. Таки вспомнили. Кроме того, учитывая
особенности заселения Ленкиного района, в список добавили "Бесаме Мучо"
и "Ламбаду", а для услаждения слуха учеников соседней ешивы припомнили
"Золотой Иерусалим", "Хаву Нагилу" и еще несколько ивритских песен.
Ну и для русскоговорящей публики вставили разухабисто-ностальгического
"Дорогой длинною", "Конфетки-бараночки" и еще что-то в этом
духе. Список утвержденных песен записали на бумажку. На сем вопрос с
репертуаром был закрыт, и мы перешли к техническим вопросам. Сначала
купили батареек для киборда (как я позже узнала, Ленкин муж, с
превеликим подозрением отнесшийся к нашей затее, сказал ей в тот день,
что он будет крайне surprised, если хотя бы батарейки окупятся).
Проверили доску на полную мощность. Орала она чудесно, аж уши
закладывало. Следующая проблема была в том, что у Ленки не было "ног"
для киборда. Тут нас спасла Ленкина мама, одолжив нам свою гладильную
доску. Дальше Ленка сказала, что надо создать образ при этом
мой привычный джинсовый прикид она отвергла начисто. Я оказалась обряжена
в юбку до пят и длинный свитер. Сверху на свитер был надет широкий
пояс. Ленка сказала, что так я буду выглядеть как студентка
консерватории. Пришлось соглашаться. Кроме того, она велела мне
улыбаться и благодарить кидающих деньги, а не стоять, как истукан,
которому все равно. (Я не была уверена, что проблема моего поведения
в момент кидания денег встанет вообще, но промолчала). И последнее
Ленка нашла подходящую коробку для денег и проинструктировала:
мелочь, де, пусть лежит себе на виду, а если кто вдруг бумажку кинет
ее надо забрать, потому что в Нью-Йоркском метро рот не
разевай. К этому пункту я вообще серьезно не отнеслась, ибо
представить себе, что человек может по доброй воле за какую-то
песенку расстаться с целым долларом, я по бедности своей не могла.
Далее мы совершили пробную вылазку в
будний день, днем, на ближайшую станцию метро. Тряслась я дико, уж
на что я в музыкалке концертов боялась, но такого мандража у меня и
тогда не было. Руки ходили ходуном, и я все время мазала мимо
клавиш, а поскольку машинка была из простых и на силу нажатия чихала,
то мимолетом зацепленные клавиши грохотали во всю мощь, и какофония
выходила жуткая. Тем не менее, какая-то мама дала ребенку квотер,
который и стал моим первым заработком. Народу было мало, поезда
ходили редко, и мы, постояв примерно полчаса, пошли домой. Ленка
сказала, что выходить играть надо рано утром, когда люди едут на
работу. В даунтаун решили не соваться, там и без меня много музыкантов паслось,
а Upper Manhattаn был не сильно засижен музыкантами.
Следующим утром в 7.00 я пришла на станцию.
Ленка помогла мне донести все громоздкое хозяйство доску
гладильную, доску игральную и коробку для предполагаемых денег
выдала последнюю инструкцию "если что хватай keyboard
и беги без оглядки" и ушла ей надо было делать срочную работу.
Народу на станции было в самом деле полно, и на
глазах у всех расставлять посередь платформы гладильную доску у меня
пороху не хватило. Я дождалась поезда, все уехали, платформа
опустела. Тогда я кое-как установила свое хозяйство и начала жарить
прямо по списку. Страшно было так, что я почти ничего не помню про
этот первый день. Помню только, что что-то кидали, я деревянно
улыбалась и молчала, "thanks" у меня не выговаривался в
горле пересохло. В какой-то момент появились и зеленые бумажки в
коробке. Когда поезд ушел, я, помня Ленкины наказы, их выгребла, и,
не обнаружив в своем "консерваторском" наряде никаких карманов,
по-деревенски сунула за пазуху. Дальше снова появляются
пассажиры, я наяриваю "Тум-Балалайку", потом про шар голубой и далее
по списку, потом приходит поезд, я всем киваю, как китайский
болванчик, они кидают, я забираю, и так по кругу. Часам к десяти
народ иссяк. Я была полумертвая. Повторенные по сто раз песни гудели
у меня в башке, руки были деревянные, и замерзла я как цуцик.
Кое-как сгребла свое неподъемное хозяйство в огромную сумку-мешок и
поплелась домой. Ленка кинулась ко мне ну как? Я честно
сказала не знаю, дай раздеться. Сняла пояс, и из-под свитера
посыпались деньги. Такой вполне себе листопад. Надо сказать, я сама
прифигела. А уж Ленка так просто глазам не поверила. Бумажками
оказалось 33 доллара, еще 16 мелочью и токенами. Эффект был
потрясающий. Все знакомые, помогавшие нам вспоминать песни, были
оповещены о грандиозном успехе, и многие говорили, что не понимают,
какого черта они прозябают в своих конторах, раз их тоже в детстве
музыкой мучили. (Тут надо заметить, что рекорда первого дня мне
повторить уже не удалось).
Ну и понеслось. В шесть я вставала, в полусне
одевалась, сгребала в мешок киборд с гладильной доской и плелась в
метро. Толстая негритянка на входе меня узнавала и пропускала без
токена, уж не знаю за что. Страх скоро прошел, я начала различать
лица, научилась непринужденно спасибать и улыбаться. А потом и
мерзковатая прагматичность появилась. Если я видела, что на станцию
входят хасиды (а их по шляпам издалека было видно), то играла
что-нибудь еврейское, латинам Бесаме Мучо хорошо шел,
неожиданным международным успехом пользовались "Конфетки-бараночки"
и иже с ними. Вообще, разухабистые залихватские песенки шли на ура,
а всякие "El Condor Pasa" пришлось выкинуть на задушевное
народ не реагировал. Пару раз гоняла меня метрошная полиция (или
кто там есть в метро). Первый раз я таки струхнула. Около меня была
толпа, и я чувствовала, что двое стоят где-то за спиной, с обеих
сторон. Поезд подошел, платформа моментально опустела, а они
остались. Я, чувствуя как мурашки ползут по спине чай
страсти про нью-йоркскую подземку все слышали доиграла
песенку, выключила инструмент, и только тут они подошли. Показали
удостоверения, и сказали, что музыка им очень понравилась, но, к
сожалению, играть в метро запрещено, так что они просят меня этого
впредь не делать. Их вежливость и предупредительность меня потрясла
они дождались, пока все кинут деньги и уедут, и только потом
велели мне сматывать удочки. Я не спорила просто поехала на
соседнюю станцию.
Ну что еще рассказать? Заработок колебался от 35
до 45 долларов за утро. Уставала я, как собака. Приходя домой,
замертво валилась спать, а Ленка, как фирменный бухгалтер, считала
выручку, заворачивала мелочь в специальные бумажки, дабы менять ее в
банке, и я по пробуждении (то есть уже ближе к вечеру) получала
полный финансовый отчет. Потом мы шли гулять, есть суши, трепаться и
все такое, ложились около трех, а в шесть у меня уже звонил будильник.
Появились знакомые один мужик вечно
подбрасывал мне на бегу то конфеты, то яблоки, другой милый
одинокий старикан предлагал приходить к нему заниматься,
потому что у него дома большой концертный рояль, а жена, пианистка,
умерла несколько лет назад, и теперь никто не играет. Одна японка
захотела мои песни использовать в своем не-помню-каком бизнесе.
Дизайнер она была, вроде (вообще, это была моя первая встреча с
японским вариантом английского, и как нам с ней удалось договориться,
я до сих пор не понимаю). Пришлось записать ей кассету ("тиииип" на
англо-японском), на что я угробила целый вечер слишком
ответственно к делу подошла.
Ну и еще и это поймут только те, кто был
в заграницах в эти начальные девяностые годы, когда уже ни хрена не
меняли по неправдоподобному советскому курсу, а зарплаты колебались
от 15 до 50 долларов у меня появилось это необыкновенное
чувство, что я все могу сама: сама за себя заплатить, сама съездить,
куда захочу, принести в гости какую-нибудь вкусность или цветы,
выпить кофе, когда замерзла, и вообще ощущать себя почти нормальным
человеком.
Пожалуй, надо еще добавить, дабы Ленка не
выглядела кровососом-эксплуататором, что я имела большие проблемы с
отдачей ей денег при отъезде, и с великим трудом настояла на половине
задолженной суммы. Так что вдохновилась она этой идеей токмо из любви
к искусству, а не корысти ради. Она же отдала мне на память весь
концертный костюм. Юбка до сих пор со мной.
И еще: в последний мой "рабочий" день кидали
мне совсем вяло, наверное, я примелькалась, да и мне уже надоело все
до чертиков. Так что я собрала манатки и смоталась раньше обычного.
Дома при сортировке урожая среди бумажек обнаружилась купюра в 20
долларов. Ленка уверяла, что это кто-то по ошибке бросил и теперь
страшно жалеет. Скорее всего, она была права. Но… вдруг это была
волшебная сила искусства?
Отозваться в Бортжурнале Высказаться Аврально |
|||