Леон Розенблюм
Пересматривая заново
"Шифры" любимых кинолент
Советское искусство всегда было искусством подтекста имеются в виду, конечно, работы авторов,
старавшихся не поступиться совестью. В этом смысле кинематограф являлся самой лучшей площадкой демонстрации
работы асов подтекста. Мастерство кинематографиста оценивалось по тому, насколько искусно он умудрялся
выказать свое негативное отношение к существующей власти, избегая откровенной фронды. (Настоящие диссиденты
от кино: Тарковский, Климов, Герман, Калик и другие проходили "по другому ведомству"). В картинах же
мастеров массового кино грамотный зритель всегда умел оценить красивую метафору, умелое обобщение, изящную
алегорию.
Планета Плюк глазами зарубежных гостей
Кто не смотрел сверхпопулярную кинокомедию Георгий Данелия "Кин-Дза-Дза!"? О том, как двое обыкновенных
землян попали на далекую планету Плюк в галактике Кин-Дза-Дза? Фильм давно стал культовым, реплики его
персонажей разошлись на цитаты.
Конечно, общий замысел авторов ленты, Реваза Габриадзе и Георгия Данелия, вполне прозрачен, недаром жанр
их фильма определен как "сатирическая комедия".
Однако если приглядеться получше, в кинофильме можно заметить не только общий сатирический подтекст. В
нем наличествует тщательно выстроенная авторами остроумная пародийная картина советской
действительности. Планета Плюк из галактики Кин-Дза-Дза это СССР времен "расцвета застоя" глазами
иностранцев с Запада. Только в данном случае, в целях усиления абсурда, в роли иностранцев оказываются самые
что ни на есть типичные советские люди прораб Владимир Николаевич Машков и студент Гедеван по
прозвищу Скрипач. По ходу действия аналогии растут, множатся и прямо-таки лезут в глаза.
Кто и что предстает взору иностранцев-землян на неведомой планете? Странные, не очень добрые, слегка
жуликоватые и очень затурканные аборигены, перемещающиеся на жуткого вида проржавевших аппаратах-"пепелацах",
принцип передвижения которых недоступен нормальному уму. (Ну чем не былинная "копейка" ВАЗ-2101, или
древний "москвичонок"?)
Поверхность планеты мало похож на среду обитания современного человека. Какая-то загаженная
промышленными развалинами пустыня, где люди живут не то под землей, не то в каких-то многоэтажных каморках
(вспомните кадр с "колесом обозрения"). Короче, весь спектр советского жилкомхоза от подвалов до
шестиэтажных "крольчатников" (как сказал когда-то Вацлав Гавел), с сотнями квартир в одном доме.
Местные жители одеты в странного вида одежды, больше напоминающие лохмотья, что, впрочем, последних не
смущает для них это обычный наряд, вполне терпимый.
Невероятной ценностью среди местного населения считается совершенно ерундовая для землянина вещь
то самое "кэцэ". Ну, тут уж аналогия самая широкая. Вряд ли кому придется особенно напоминать о пресловутом
импортном дефиците, за который иные были готовы чуть ли не душу продать: джинсы, "левайсы", диски
"Скорпионз". И как забыть нетрезвых финнов, фарцевавших в Ленинграде дешевейшими майками, порой даже
ношеными?
Местные артисты поют в клетках, оглядываясь в ужасе: не приближается ли представитель власти
эцилопп? А кое-где и вовсе разрешается петь только на коленях...
И похоже, не случайно первыми плюканцами, с которыми столкнулись земляне, оказались именно артисты,
действительно, так получалось, что в СССР заезжие иностранцы (не из официальных делегаций
смехотворных западных компартий, естественно) общались преимущественно со столичной богемой
музыкантами, артистами, подобными "родным нашим" Уэфу и Би.
Помните эпизод, где Прораб и Скрипач в сопровождении Уэфа и Би пытаются приобрести гравицапу за
бесценное свое "кэцэ"? Взяв земную "валюту", менялы под шумок скрываются, оставляя вместо себя и товара
только засыпающий все грязный песок. В те времена редкий иностранец не "подзалетел" в СССР, пытаясь
неофициально обменять у "кидал" свою твердую валюту на рубли.
Земляне и парочка плюканских артистов добирается до туземной столицы, и что они видят там? Нелепый, в
виде мутно колышащегося надувного пузыря, монумент "Последний выдох господина Пэжэ" посреди дикого
полуиндустриального пейзажа. Аналогия с Мавзолеем Сами-Знаете-Кого полнейшая. В то же время оказывается, что
Пэжэ жив и даже плещется в бассейне! И что в этом удивительного? Ведь он "живее всех живых"!
А как объяснить непонятливым пришельцам с Земли разницу между пацаками и четланами? Наиболее
показательно в этом смысле звучит диалог Скрипача и Уэфа:
Извините, а четлане и пацаки это национальность?
Нет.
Биологический фактор?
Нет.
Лица с других планет?
Нет.
А в чем они друг от друга отличаются?
Ты что дальтоник, Скрипач зеленый цвет от оранжевого отличить не можешь? Турист...
раздраженно пытается объяснить непонятливому землянину плюканец Уэф.
Да, непросто было объяснить "интуристу", какому-нибудь интеллигентно-недогадливому датчанину (типа
профессора Билла из другого данелиевского шедевра "Осеннего марафона") разницу между членами КПСС и
беспартийными, номенклатурой и простыми смертными, "лицами еврейской национальности" и прочими! Почему
необходимо "цак" (колокольчик для носа) носить? Дурацкий вопрос! А почему надо носить пионерский галстук?
И сторожит все это плюканское благолепие толстый разряженный эцилопп с назойливыми мигалками (так
любимыми его прототипами с советских времен до нынешней России). И перед ним не следует забывать два раза
сделать "ку", подтверждая свою лояльность.
Это самое "ку" на все случаи жизни так напоминает неизменные советские идеологические формулы-заклинания,
без которых не обходился ни один печатный текст, ни одно публичное высказывание. (Недаром энергичное "ку"
звучит рефреном к каждому куплету популярной по всей галактике песни "Мама" в исполнении
плюканско-землянского ВИА. Да, той самой, что, по словам Скрипача, "нар-роду нравится").
Короче, "когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, нет цели". Попробуйте произнести эту фразу
с дикцией дорогого Леонида Ильича, и у вас отпадут последние сомнения.
А режим Пэжэ тем временем не стоит на месте: земляне еще и оглядеться не успели на Плюке, а уже вышел
приказ всем пацакам носить намордники. Если бы дядя Володя и Гедеван не вернулись на родную Землю,
то, пожалуй, услышали бы сообщение, что плюканские танки вошли в столицу Альфы по просьбе ее законного
правительства.
А четланину достался пожизненный эцих с гвоздями. Чтобы поменьше общался с иностранцами, да погромче
"маму" пел во славу родного Пэжэ.
Где же все это было? В Москве, в Саратове или в Тбилиси? "Это не Земля и не Африка, родной. Это планета
Плюк, 215 в тентуре. Галактика Кин-Дза-Дза в спирали. Ясно?". Так точно, ясно, товарищ Би. Ку!
"Иван Васильевич" меняет эпоху
Пьеса Михаила Афанасьевича Булгакова "Иван Васильевич" не вошла в зрительское сознание как театральная
постановка, ибо спектакля под таким названием так и не состоялось. Миллионы знают эту вещь под немного
другим названием "Иван Васильевич меняет профессию". Запрещенную когда-то пьесу великого драматурга
обессмертил не театр эпических "Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича" (см. булгаковский же "Театральный
роман"), а выдающийся мастер советской эксцентрической кинокомедии Леонид Гайдай.
И при сотом просмотре замечательной картины (можно смотреть вовсе без звука текст давно выучен
наизусть) трудно удержаться от смеха: остроумный сюжет, трюки, гэги, комические реплики, вошедшие в бытовую
речь. Но если на секунду отвлечься от динамичного, почти циркового зрелища, и оттолкнуться от того, что
легшая в основу сценария пьеса сочинена не в 70-х, а в 30-х годах, то на все действие начинаешь смотреть
другими глазами.
Гениальный Булгаков знал, о чем писал. Недаром в его пьесе в Москву тридцатых годов XX века является из
Средневековья русский царь-душегубец. Ибо настоящий Иосиф Грозный, давно избравший Ивана IV своим кумиром,
к тому моменту прочно воцарился в Кремле, и уже вовсю и повсеместно реют черные хоругви опричников из НКВД.
И если кто не верит, что заурядный и недалекий управдом Бунша незаметно превратился в Грозного русского царя
так ему же хуже. Как не верит пока что "покровитель искусств" Бухарин, что унылый секретарь ЦК с
нелепой кличкой "Коба" обернулся всесильным Генеральным секретарем-самодержцем, от удара железного посоха
которого вот-вот содрогнется одна шестая часть суши и еще полмира впридачу. Булгаковский "шифр" поняли
многие, в том числе цензура, и пьеса так и не увидела сцены.
"Смещение эпохи" многое объясняет. Помните фразу сокрушенного ограблением соседа-стоматолога Шпака:
"Всё, всё что нажито непосильным трудом..."? На экране она звучит не очень смешно: можно спорить, насколько
непосилен труд зубного врача, но, во всяком случае, он вполне уважаем, и осмеянию не подлежит. В чем же
дело? Ларчик открывается просто: по пьесе, противный Шпак вовсе не дантист, а совслужащий, классический
чинуша-лицемер. Вот и становится обоснованной убийственная булгаковская ирония по поводу "непосильного
труда" бездельника на ответственном посту.
А как не проникнуться симпатией к благородному вору Жоржу Милославскому (несомненно, "двоюродному брату"
Степы Лиходеева из достославного "Варьете"), невозмутимо игнорирующему и обворовывающий любую власть
от советской до царской? На фоне остальных персонажей от замученного советским образом жизни инженера
Тимофеева, до потерявшего всякие ориентиры, в ужасе бормочущего слова забытой молитвы "Иже херувимы..."
режиссера Якина, лишь Жорж выглядит в пьесе (надо заметить, более чем в фильме) по-настоящему
свободным человеком.
Так что, напрасно голосили стрельцы: "Царь ненастоящий!". Вполне он был настоящий.
Простоквашино-16
Ну кто, от мало до велика, не знает мультфильма про мальчика Дядю Федора, кота Матроскина, пса Шарика,
почтальона Печкина и их друзей из села Простоквашино, снятого по сказке Эдуарда Успенского? Легендарные
фразы из этого мультика давно стали "крылатыми словами".
Помните эпизод выталкивания забуксовавшего "Запорожца" папы Дяди Федора? Папа, кот и пес дружно налегают
на багажник папиного автомобиля.
Ну, что ездовые собаки бывают, это я слышал. А вот чтоб ездовые коты это перебор...
пыхтя, говорит кот Матроскин.
Ничего, на наших дорогах даже ездовые академики встречаются! загадочно говорит папа.
Не правда ли, странная реплика? Ну, сказал бы он: "ездовые олени" бывают такие, и детишкам
познавательно. Или, скажем, "ездовые дельфины" небывальщина, но смешно, на то она и детская сказка.
Но откуда взялись вдруг "ездовые академики"?!
А отгадка проста, и даже непонятно, как умудрились так "проколоться" цензоры из Главлита, не уловившие в
реплике мультипликационного персонажа ничего подозрительного.
А дело-то в том, что тогда, в начале 1980-х, телеэкраны всего мира (кроме СССР, разумеется) обошли тайно
сделанные кадры сосланного академика Сахарова, выталкивающего свои "Жигули" из сугроба в засыпанном по уши
снегом городе Горьком. И упирался великий ученый в задок своего автомобиля (при полном безразличии
окружающих) точно так же, как младший научный сотрудник на раскисшей дороге в подмосковном селе, рожденном
фантазией Успенского. Это и есть он, тот самый загадочный "ездовой академик", не то из Горького, не то из
закрытого города "Простоквашино-16".
Не исключено, что в укромном месте у папы Дяди Федора (а точнее у "литературного отца" всей
простоквашинской братии Эдуарда Успенского) лежала истрепанная, затертая донельзя от многократного
передавания из рук в руки, с еле видными буковками 5-й копии, диссидентская литература. И про горьковские
кинокадры с Сахаровым он наверняка хорошо знал. Такая вот "заметка про нашего мальчика".
Л.Р.,
Нетания
Иллюстрации без подписей
Отозваться в Бортжурнале
Высказаться в Аврале
|