Ну что ж, пара слов о much anticipated выставке по "Властелину колец"
в Каса Ломе.
Каса Лома плод безумной фантазии англо-канадского бизнесмена и
воина сэра Генри Пеллатта, который, как мне кажется, перехал на эту
сторону лужи специально для того, чтобы выстроить Замок.
Стиль замка мною не определяется по названию судя, это "Каса", то
есть нечто испанское, по виду некая безумная эклектика с закосом
под принципиальное средневековье с постепенным перетеканием в модерн,
который, собственно говоря, на дворе и стоял. История сэра Генри, его
подъема и головокружительного падения, воспринятого с хладнокровием и
мужестом чисто британского свойства, достойна отдельного рассказа, но
суть в том, что именно он с помощью 300 рабочих и одного архитектора
за 3 года выстроил замок "своей мечты", который смог полностью
вписаться в контекст Властелина Колец.
Выставка декораций, кроков, картин и фотографий, артефактов, оружия и
костюмов проходила только в Канаде (Торонто, Casa Loma) и только 11
дней. "Почему?" пытались мы спросить у жизнерадостного юного
полицейского c пирсингом в ушах, охранявшего вход на чердак замка, где
выставлялась Мория. Он не знал. Вроде бы, много канадцев было занято в
фильмопроизводстве но мне лично кажется, просто Каса Лома подходит
под то, что в ней выставили. Как и Толкиеновские фантазии, она
фантазийна. Она тоже построена из настоящих кирпичей, но является
проекцией выдумки на реальность. На этом я, пожалуй, закончу эту
метафору и вернусь к живописанию.
Мы пришли на выставку за день до закрытия и оказалось, что уже второй
уикэнд подряд касаломцы отмечают рекорды посещаемости замка по 4 с
лишним тысячи посетителей за день. При общеканадском спокойствии,
свойственном отношению к достопримечательностям (за исключением,
пожалуй, Ниагарского водопада), глаз радовала суета, царившая в музее.
Люди в черном с тонкой рунной вязью кольцом на спинах, полицейские,
очереди к билетным кассам и к тем комнатам, где была выставка,
нехватка стоянок для машин. Еще одна радость присутствие на
выставке людей ориентировочно за пятьдесят. Мы долго вычисляли, могли
ли они сами быть фэнами Толкиена, а не родителями фэнов, получалось,
вроде, могли.
Из диалога у витрин с экспонатами:
Мама, что такое Ортханк?
Ортханк это башня в Изенгарде, где жил Саруман, Роберт, я тебе
уже ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ ГОВОРЮ! (раздраженно хватит, мол, отвлекать).
Выставка понравилась очень. Увы, хотелось:
а) чтобы выгнали весь народ, хотя толпа придавала некое ощущение
праздничного подъема и
б) немедленно посмотреть фильм.
Наибольшее впечатление произвели: костюмы, кроки "декораций" на
пленэре, пожалуй, оружие, хотя тут я не могу повосхищаться совсем уж
откровенно, ибо после музеев Топ Капы, Тауэра и мастерской Миши
Горелика, получившего приз "Овация" за фильм "Ермак" (кстати, его
фирма носит название "Яррист") совсем уж обалдеть от ВК-шного оружия
не выходит. Понравился один орочий меч, из артефактов еще какие-то
сюрреальные эльфийские солнечные часы с двумя линзами и, как и все
эльфийское, с ар-нувошным декором.
Эльфы тема отдельная. Раздол и Лотлориен, судя по всему, сотворены
были на пределе фантазии. Стиль модерн с его травками и листьями
сначала поражает своей узнаваемостью на их костюмах, пряжках, в
узорах, в плетении "ребер" жилищ, мебели, светильников и т.д., потом
кажется только естественным. А вот торчащие из прекрасных струящихся
волос заостренные уши очень огорчили. Мы очень долго вспоминали,
описывал ли Толкиен такие уши, и не вспомнили. Мне показалось, что это
какая-то странная и ненужная дань сказочным традициям. По крайней мере
то, что эльфов на фото уши не украшали, можно сказать со всей
ответственностью.
Еще одно огорчение Арагорн очень похож на Боромира. То есть,
типически похож: оба они такие киношные американские гуд гаи, только
Шон Пен уже отрастил себе харизму, а Арагорн выглядит его бледной
копией. Темнокосая и пухлогубая Лив Тайлер (Арвен), хотя на
фотопортрете ее и сплющили с боков, на фото из фильма выглядит уютно
пухловатой и неэльфийской, чего, к счастью, нельзя сказать о Кейт
Бланшетт (Галадриель) она всегда смотрится прозрачной хитрой
лисичкой, которая в зависимости от роли будет с присущим ей изяществом
либо есть утянутую из чужого амбара курочку, либо отсвечивать
боттичеллиевой Симонеттой.
В общем, выставка оправдала надежды на нее был праздник и ощущение
того, что Новая Зеландия по праву объявила себя Средиземьем
поигрался Джексон и его команда на 300 лимонов на славу. Будем ждать
фильм.