––––– Причал ––––– Просто ––––– Ритмы ––––– Мостки ––––– Брызги ––––– Аврал


Rand Palmer
Три плана фильма "Властелин Колец", часть I
Отзыв был написан в рамках гостевой книги "Яхты" "Аврал"

Young Tolkien

Опасаюсь показаться неоригинальным и высказать то, что уже высказывалось здесь зрителями, посмотревшими фильм ранее, но впечатления от "ВК" у меня настолько неоднозначны, что я все же дам по возможности полный отзыв о картине.
Фильм резко делится на три разнокачественных "плана". Бесподобный съемочный, удовлетворительный кастинго-постановочный и совершенно никакой сюжетно-философский.
За съемки и антураж – режиссеру шесть баллов из пяти и сто двадцать - из ста. Некоторый диссонанс возникает только в Ривенделле (который кажется чрезмерно статичным) и в Лориэне, который показан только в ночном лунном свете и производит не впечатление эльфийского дома Второй Эпохи, как у Толкина, а скорее ощущение холодной космической красоты. Остальное безупречно – Шир! Бри! Андуин со стражами! (правда, почему он по ширине – Москва-река в районе Коломны?) Мория! (Мория, Мория, джанджахари Мория!) Перспективные планы отличные, поражают своей четкостью и детализированностью. Особые бонусы – за Бэг-Энд, Барад-дур, назгулей (вах!) и Изенгард. В общем, сказочный мир удался как нельзя лучше – хоть сейчас бы с головой нырнул...

Вот если бы только не все последующее.
Постановки и кастинг. Вот тут-то и видна хоть и профессиональная, но голливудская школа. Битвы и поединки занимают в фильме примерно вдвое больше, чем должны бы занимать, если следовать книге. Постановки битв неравнозначные и хороши до тех пор, пока в рубку не вмешивается главный герой или злодей, с появлением которого на переднем плане битва стремительно теряет реалистичность и логику. Лучшие постановки битвы, на мой взгляд, две – в Мории в Летописном чертоге (до сцены "пещерный тролль убивает Фродо" и схватка Боромира с орками (до образцово-показательного расстрела Боромира урук-хаем). Да, еще, конечно – Гэндальф vs Балрог, там все красиво и строго по профессору. Зато в сцене у моста орки (сами по себе IMHO неадекватные Толкину) бегают, как тараканы (не смешно!), пещерный тролль обладает живучестью голливудского монстра,а пятьдесят орков, с которыми сражается Арагорн у наблюдательного пункта, по поведению больше всего напоминают ораву гопников, внезапно обнаруживших вместо обещанного интеллигента-хлюпика крутого верзилу с острым мечом. Ну а магический поединок – тоже мне, блин, игры нулевого курса Хогвартса...
Небитвенные же сцены в подавляющем большинстве красивы. Но основной недостаток постановок – избыточная драматичность (и здесь я кидаю кирпич в огород режиссера так же, как и все прочие до меня). Похоже, Джексон не стал задумываться о том, как добиться нарастания напряженности сюжетно (и к этому я еще вернусь ниже по тексту), а вместо того применил старые проверенные голливудские способы – преследование "по пятам", ощущение "постоянной угрозы" (спасибо, хотя бы этого было немного), ну и главное – лица страдающих и переживающих героев крупным планом. И перебрал, причем с начала фильма. Сцена с четырьмя хоббитами под деревом и назгулом – с первых минут заявка на высокий уровень драматизма, а в дальнейшем Джексон, исходя из канвы сюжета, просто ОБЯЗАН поддерживать его на не меньшем уровне – и, конечно, это быстро утомляет, и в кульминационной сцене погони за Арвен и Фродо возникает желание не сопереживать главному герою и подруге другого главного героя, а посчитать, сколько показательных поворотов вокруг куста сделал конь Арвен, прежде чем выбраться на прямой путь к броду.

Есть некоторые красивые находки (дракон, например), но они штучные.
В общем, оценка за постановки – где-то на четыре с минусом.
Кастинг и герои – песня отдельная. Однозначно рулят Бильбо и гарный кудесник Гандальф. Какая мимика, какая игра! Хорош Боромир, особенно в последних сценах Aragorn (до монолога умирающего, который явно конъюнктурен!). Есть в нем что-то от книжного заносчивого гондорского рыцаря. Леголас и Гимли – бесподобные, хоть и второстепенные, персонажи. Особенно колоритен гном – их так на Хишках изображают ("Гномов не швырять!" и "Не за бороду!" – две фразы,которые "вытянули" очередной драматический момент в Мории). Фродо хорошо играет в Шире и в диалогах, и был бы хорош именно таким, и справился бы! – но Джексон сознательно ограничивает пределы его игры драматическим сценарием, и он как персонаж блекнет – высокопарные слова и страдальческие лица ему не удаются совершенно. Сэм потенциально хорош, но его мало. Пин и Мерри действительно серы и почти неотличимы, а местами неоправданно комичны (какие "жареные помидоры" на Заверти? тьфу!)
Определение Арагорну уже дал Стэнни в своей рецензии, счастлив сообщить ему, что в моем кругу оно уже прижилось (generic Hollywood good guy). В первой сцене он производит благоприятное впечатление своим внешним обликом (Charisma 18). В Мории это впечатление меняется на противоположное (Арагорн, со стандартной полуулыбкой стоящий на внешней стороне моста и добрыми глазами смотрящий, как Гэндальф падает в пропасть), а окончательно меня добила сцена у водопадов (см. чуть ниже). Арвен же воспринимается никакой не эльфийкой, а всего лишь подругой Арагорна.

Персонажи, хорошо сыгранные не по Толкину, – это Саруман, Элронд и Галадриэль. Галадриэли мало, хотя она воистину хороша и играет как надо, поэтому впечатление не полное. Саруман – это с первых минут фильма злодей номер два (причем идеологический!), так что мне интересно, как они будут выкручиваться во второй серии с его "медоречивым голосом", нет его вовсе, этого голоса... (зато в плюс режиссеру – сцена переустройства Изенгарда) Элронд по Толкину играет только в интермедии с Исилдуром. В основном сюжете он – этакий высокомерный эльфийский раздольский басилей, презирающий людей и в первую и единственную очередь пекущийся о благе своего басилейства. И этого басилея он сыграл как надо! Совет у Элронда воспринимается как "соло" Элронда, в котором он посылает Хранителей с Кольцом куда подальше в Мордор из его владений, чтобы обеспечить им безопасность... Ну вот, с героями я закончил, теперь о самом разочаровывающем. Сюжет! Если все предыдущее я готов принять на более-менее положительную оценку, то за сюжет и философию Джексону – жирные два балла красными чернилами без права пересдачи. Во-первых, НИКАКОГО понятия Gandalf о времени и расстоянии! Где они идут, когда они идут, сколько времени они идут - знает только человек, читавший книгу. Во-вторых, из сюжета НАПРОЧЬ убран ВЕСЬ пласт мифологической реальности Толкина. Единственная история, сохранившаяся в рамках фильма – это преамбула об Исилдуре и Кольце Всевластья. И ту Джексон вставил не так и не туда. Она должна была звучать в разговоре Гэндальфа и Фродо, должна была звучать на Совете Элронда из уст Гэндальфа и Боромира, а она появилась уже в самом начале – вот вам объяснение на блюдечке, и не фига задумаваться почем зря, что это за кольцо. Ни одного предсказания – ни о Нарсиле, ни об Арагорне! Где, ну скажите же мне, где указано, что Арагорн – наследник Исилдура?!! Связанная с этим третья претензия – НЕЛОГИЧНОСТЬ. Многочисленные пропуски сюжетных линий не только разрушают целостность эпоса о Средиземье – они разрушают даже логику поступков. Убит на корню – Бри, сцена с недоверием Арагорну. Откуда на Совете взялись Боромир, Леголас и Гимли? Где – поимка и побег Горлума? Где все терзания Хранителей о том, идти ли в Мордор или Минас-Тирит? А последняя сцена Фродо-Арагорн убила меня вовсе. Фродо: "Я должен уйти!" Арагорн, благородно: "Я с радостью пошел бы с тобой в Мордор!" Спрашивается, откуда следует, что Фродо решил идти ОДИН?!! И с какой стати Арагорн его "отпускает"?!! Где здесь логика персонажей, скажите мне? Тьфу! Зато благородных фраз о верности, дружбе и слезоточивых сцен – сколько хотите...
А уж про побочные сюжетные линии я просто не говорю. Гимли - Галадриэль – умерла, не родившись. Гимли – Леголас – нет в природе. И это малая часть...

Ну и последнее – философия. Увы, но из Джексона не следует, что власть, употребленная на благо себе, является злом. Не следует также и то, что власть для себя даже во имя благородных целей – то же зло. Единственная подобная сцена с преображением Галадриэли показалась полностью вылетевшей из общей канвы фильма. Зло же у Джексона идет от Саурона. Кольцо – зло потому, что оно выковано Сауроном, а не потому, что оно дает абсолютную Власть. И действие у него тоже – только злое. Фродо в книге приобрел прозорливость и умение "видеть" души. А в фильме он только и делает, что боится...
Итог неутешителен – от книги осталась декорация. Спасибо Джексону за Новую Зеландию, которую мы никогда не видели. И жаль, что Средиземья мы так и не увидели.


Толкиеновский "куст" на "Яхте"
См. также статью Rand'a Palmer'a "О ролевом сообществе – взгляд изнутри" и Рецензию на вторую часть фильма.
Отозваться в Бортжурнале
Высказаться Аврально