|
Лариса Володимерова
Пьеса для студентов Театрального института
(Ленинград, курс А. С. Шведерского)
Часть 1
ОН (гримируется перед зеркалом)
Знай место, детка.
ОНA
Грех его не знать!
OH (Ищет место вокруг юбки)
Я твой актер, ты зритель там, за сценой.
Когда я нищ ты богатеешь, знать.
ОНA (с восторгом )
Ты гол, мой друг? Так ты мой враг бесценный!
(страстно прижимается. ОН отталкивает ЕЕ)
Актер король, но гол король,
едва он возомнит; я примеряю маски.
Позволь...Идет мне эта вот? Слова
к ней подберу по форме и окраске.
Убийца спит во мне...
ОНA
О, не буди!
ОН
Не ты ль змею пригрела на груди?
Так награди меня рукоплесканьем.
(Свет гаснет; ОН (актер)-УБИЙЦА; ОНA отходит немного в тень. ЕГО
диалог с намеченной жертвой)
А, вот ты где! Не спрячешься, герой.
А прежде на меня ты шел горой,
топил меня зыбучими песками...
Поди ж на свет! Не ты ль меня добить
не смог и бросил подыхать в пустыне
без капли влаги, все хотел продлить
мои мученья? Об Отце и Сыне
что ж ты тогдa не вспоминал?.. (Показывает в его сторону)
молясь,
он тычется, бедняга, носом в грязь.
Так совесть не замолишь. Заглуши
последние терзания души (протягивает бутылку).
ЖЕРТВА
Уверен я, что ты погиб. Мертвец,
оставь за мной являться наконец,
нет по ночам покоя мне, и днем
я непрерывно думаю о нем,
так ты воскрес, иль тень явилась вновь?
Я пью за упокой твою же кровь!
(Пьет из бутылки. Свет гаснет, на сцене по-прежнему ОНA в
отдалении, хлопает)
ОН
Не то, не так. Я сценку заиграл,
как пальцы пианист. Фальшивый голос,
кинжал не к месту, взгляд куда-то в зал,
и гол король...
ОНA (обрадованно).
О мой король, ты голый?!
(ОН с презрением смотрит на НЕЕ, ОНA ретируется, свет гаснет и
загорается, на сцене те же герои, в армейской форме; в руках УБИЙЦЫ
автомат. УБИЙЦА младше по званию)
УБИЙЦА
Попался на свободе, гад, я пас
минуту эту, срок мотая в части,
и на губе я столько раз приказ
давал себе и слово к этой пасти
приставить дуло! Никого здесь нет,
а перед богом сам держи ответ.
(Вскидывает автомат)
ЖЕРТВА (издеваясь)
Спокойно, дед!
Сперва стреляла пушка,
а после ты искал и цель, и мушку.
Не промахнись на этот раз, приклад
прижми покрепче, выстрел наугад
опасней. Я бы знал наверняка
стрелять учил бы раньше дурака.
УБИЙЦА
Эй ты, потише!
ЖЕРТВА
А не то подранком
по полю прыгать. Но к моим останкам
и не придет никто...
(УБИЙЦА стреляет и убивает)
УБИЙЦА
Не будешь петь,
что не учил меня. Вот это смерть!
Прощай, мой враг! С тобой мы нынче квиты,
меня ждет рай, тебя же из гранита
и мрамора накромсанные плиты.
(Вбегают люди, видят убитого и начинают голосить)
(ОНA хлопает в ладоши со своего места; актер-УБИЙЦА удаляется.
Смена декораций. ОН и ОНA так же в тени. С другой стороны в отдаленьи
СТАРИК и РЕБЕНОК играют с машинкой)
ОН (обхватив голову руками)
Прошло три дня. С утра я сам не свой,
все перепробовал: напился с бабой,
и в воду окунался с головой,
и спал с двумя, и спал с лица я. Слабый
приполз к тебе с повинной: враг мой друг
теперь, единственный мой собеседник
незримый, так на горле сужен круг,
и я в кольце пред схваткою последней
с собой или убитым. Эй, в тени!
Учитель мой, ответь, ведь мы одни?
Зачем сказал, что никому не нужен
ты мертвым, что никто по нам не плачет?
Учитель мой живой, ты мной разбужен,
я чувствую, что рядом ты, иначе
всё повернем! Зачем терзанья эти?
Твой медленный огонь безумней смерти,
и мы с тобой равны на этом свете
и на другом я за тебя в ответе!
(Катается по земле. ОНA не понимает и хлопает. Полная смена
декораций. Комната свиданий в тюрьме. УБИЙЦА стоит по одну сторону
перегородки, с другой появляется убитый. Оба закуривают, ожидая, пока
охранник оставит их наедине)
УБИЙЦА
Мне рассказали, ты остался жив.
Поверь, я счастлив, и во всем признался.
Все отвернулись от меня. Скажи,
я промахнулся, к счастью?..
Я старался...
ЖЕРТВА
Ты бил, как надо. Даже чересчур.
Не в этом дело. Я тебя прощу,
не сомневайся, вытащу отсюда
(обводит рукой помещение)
Я не Христос, и ты ведь не Иуда,
не обольщайся: я скорей как Лазарь
мертвец навеки... Ты еще ни разу
не слышал, что воскресшие калеки
изгоями становятся? Невеста
сказала, мне на этом свете места
теперь не будет; сторонятся сёстры,
друзья меня боятся. Я покойник!
Прохожие и те от страха просто
штаны, глядишь, намочат. Я
в законе мертвец, и
ты мертвец, открой объятья
такому же, как ты: мы оба братья.
Часть 2
(На сцене стоит кровать, на ней ОН и ОНA лежат в обнимку)
ОНA
Любимый мой, ко мне прильни
еще теснее: мы одни,
и муж проклятый за границей
задержится еще на день,
и нам цветы поют и птицы!
Одень меня, опять раздень,
к тебе я сяду на колени,
твои желания, веленья
исполню, все, что хочешь ты!
Нам под покровом темноты
и на свету любить бесстыдно
так радостно! Тебя мне видно
и под одеждой. Бог измен!
Я счастлива! Прости!
Амен.
ОН (неожиданно садится на кровати и произносит)
Опять не то, фальшивим снова.
Ни слова, ни штриха живого,
не изменяли так мужьям.
ни голышом, ни в кринолине;
а так, чтоб шел он по пятам
и настигал тебя в малине,
и догонял на берегу
обоих нас, и на машине
преследовал...
ОНA
И ни гу-гу
любовник: был и нет в помине.
(Свет гаснет и загорается вновь. Та же кровать, на ней те же
двое)
ОН (играющий МУЖА или двойник актера, играющий МУЖА)
Я слышал, милая, к тебе
сосед заглядывает часто
тот, что играет на трубе?
Играть без твоего участья,
должно быть, сил недостает?
Совет бы дал бы я соседу
трубу продать. Ему я в среду
ближайшую куплю в подарок
что лучше гири или штангу?
А то он, бедный недоварок,
не ступит без тебя ни шагу
уже в субботу, так как я
уеду в дальние края.
(Слышен звук трубы, может быть использована песенка А у нас
сосед играет... МУЖ выходит из комнаты. Монолог героини)
ОНA
Вот так всегда, измена если мужа
постылого ты с пьедестала свалишь.
И все равно, пока сидит он в луже,
ты строишь дом и забиваешь сваи,
подштопываешь брак суровой нитью
и лижешь эту... Дамы, извините,
но кто же лучше вас меня поймет,
что то, что лижут лишь заочно мед,
а ближе деготь? Я-то полагаю,
когда к соседу выхожу нагая,
что изменяю с мужем я емy:
я влюблена в его слова простые
и в то, что верит сердцу и уму.
Меня за это в облаках простили, (показывает пальчиком вверх)
да только не признаюсь никому.
Так в чем измена? В верности обоим,
когда я ночью повернусь к обоям,
а утром в распростертые объятья
лечу и на ходу снимаю платье
и знаю: оба бьются за постель,
но никому я не нужна в итоге,
я средство достижения, не цель,
я камень под ногами на дороге,
я коврик запыленный на пороге...
(За дверью стоят МУЖ и ЛЮБОВНИК, внешне абсолютно одинаковые)
МУЖ
Кто тут живет, кто здесь хозяин,
скажи на милость?
ЛЮБОВНИК
Эй, нельзя ли потише? Ты
живешь, и ключ кладешь
под коврик (показывает)
МУЖ
Это ложь!
Кладу под кактус, он колюч (показывает)
И с места ты его не трожь!
ЛЮБОВНИК
Ну хорошо, живем мы оба,
Она тебе верна до гроба.
МУЖ
Я не собрался умирать!
Но время камни собирать,
(важно)и если ты ее достоин
то я спокоен.
ЛЮБОВНИК (слегка озадаченный, затем испуганный всерьез)
Ну что ты, право, мне не надо
такой отрады и награды,
такой (запинается)... отравы...
Вы правы отныне с нею мы на Вы.
Из-за такого пустяка
вы ж не пойдете разводиться?!
Она жена Вам, а пока
мы вместе можем насладиться
рыбалкой, девочками, так
я ставлю водку и коньяк,
а ты закуску? По рукам?
Развеем грусть по кабакам!
МУЖ
Ну хорошо, брат, я с тобой
пойду, пожалуй, даже в бой,
ведь мы с тобой во всем похожи.
ЛЮБОВНИК
Помилуй, боже!
(Нарастая, звучит труба).
Часть 3
(ОН и ОНA на сцене. Затихающие звуки трубы).
ОНA
Пусти, актер! Обоим им труба.
Но я то тень твою люблю, Героя,
а не тебя, артиста. Выше лба
не прыгнуть, и напрасно землю роем,
у человека потолок прибит
к земле дождем, и небесами сдавлен.
Всем правит Бог, а у актера вид,
не ты велик, ты только лишь прославлен.
ОН
Ты любишь тень мою? А если я
тебя саму сыграю? Ты же любишь
саму себя? А люди, звери, люди
но люди могут ползать и летать,
творить и падать, дырочки латать
и подниматься к призрачным высотам,
играть без нот или играть по нотам.
И если тень моя сильней меня
отсечь ее не медля, не рыдая!
Коня на сцену. Оседлать коня!
Сам от себя я убегу, родная.
(Свет гаснет и зажигается вновь. На сцене в отдалении СТАРИК
и РЕБЕНОК играют c машинкой. Актер-ЭМИГРАНТ стоит в чужом городе;
вывески на иностранных языках)
ЭМИГРАНТ
Скажите, как пройти?..
Вы по-английски?
А по-немецки? Может быть, испанский?
Вы по-советски, счастье-то! Артистки?!
|