Лас-отдых
Фрегат
Нёф
Неримская неразвалина
Стекло Венеции
Девушка с ногами
Я себя под Толстым чищу
Дыхание лас-старины
Удивительное - рядом!
Джазовое трио
Гондола
Остров сокровищ
Квадрига
Маленький Давидик
Лас, который Вегас
Красные башмачки
Статуя в лучах заката
Ника и фонтан
Типа брильянтовая рука
Мираж
Деревянное бельишко
Типа брюлики

Добро пожаловать в Лас-Вегас!

Добро пожаловать в Лас-Вегас!

Многие мои знакомые ездили в отпуск в Лас-Вегас. Меня это удивляло. Я не мог себе представить, какое удовольствие находят там люди, если они не азартные игроки. Поэтому когда бюро путешествий мне предложило со скидкой пакет, включающий билеты на самолет и проживание в гостинице, я согласился.
Мы прилетели в Лас-Вегас ночью. Рассмотреть город из микроавтобуса, который вез нас из аэропорта, было невозможно. Только удивляло море огней, необычное даже для Америки.
Рассказать об этом городе очень трудно. Просто описывать все, что видел, не имеет смысла. Прежде всего, я хочу сказать, что наши представления о городе, как об одном большом игорном доме, оказываются совершенно неправильными. Город этот – скорее столица удовольствий, чем игорная столица. Его строили, чтобы привлечь туристов, и казино были только одним из развлечений.

У меня сразу возникла ассоциация с Сочи. Пока я не приехал в Сочи, у меня было ощущение, что это что-то приторно-сладкое. "Ах, пальмы! Ах, море!" И хотя море – действительно, – Ах! – все же предвкушение было скорее неприятным.
А оказалось, что Сочи – это город сказочной красоты. Ничуть не приторный, а очень чистый и украшенный с большим вкусом. И хотя название парка – "Кавказская Ривьера" отдает аляповатой безвкусицей и напоминает вывеску "Портной из Парижа Пьер Никифоров", но сам парк с его необычными деревянными скульптурами великолепен. И тропические деревья в Сочи не налеплены, как оборки и кружева на вычурном платье, а растут с естественностью старожилов южного края.
О Сочи я вспоминал в Лас-Вегасе на каждом шагу. Частично потому, что о нем у меня, как и о Сочи, заранее было ни на чем не основанное предубеждение. И потому, что Лас-Вегас, как и Сочи находится в субтропиках, правда не у моря, а в пустыне, и поэтому воздух в Лас-Вегасе – сухой, степной, а не морской, влажный, как в Сочи. Мне даже показалось, что я слышу запах полыни. Хотя, скорее всего, именно показалось, а может, это был запах какой-то американской пустынной травы – горьковатый и пряный.

Лас-Вегас – это улица или полоса гостиниц (она так и называется – "Strip", т.е. полоса). Почти все они имеют казино, но кроме казино есть и другие средства причинить людям удовольствие, то есть заставить их платить. Собственно, за этим люди и едут в Лас-Вегас – получить как можно больше удовольствий за свои деньги. В этом отношении Лас-Вегас похож на постоянно действующую ярмарку – многолюдную и веселую.

Каждая гостиница стремится выделиться, не затеряться среди этого блеска и великолепия. Когда приезжаешь в Лас-Вегас, хочется посмотреть их все, но рассказать обо всем просто невозможно, поэтому я расскажу про гостиницу "Venetian" – "Венецианскую", и очень немного про другие.

И опять о Сочи. Что привлекает людей на этот курорт? Море? Но оно есть не только в Сочи. Пальмы? Дерево и дерево, только без ветвей. Азартные игры на пляже? Тоже вряд ли. На мой взгляд, все вместе. И море. И Дендрарий с диковинными растениями и павлинами на дорожках. И парки, и Агурское ущелье, и расположенный неподалеку Новый Афон. И возможность съездить на озеро Рицу (хотя я туда так ни разу и не съездил). И еще приезжающие на гастроли известные артисты.

Так и Лас-Вегас. Кроме казино там очень много интересного. И люди едут и едут. С детьми, стариками, и инвалидами. Посмотреть. Погулять. Развлечься.

Нам досталась гостиница "Treasure Island" – "Остров сокровищ" (см. Фото 11). Здесь все построено на пиратской романтике. Сама гостиница – огромное современное здание, но перед ним построен старинный приморский поселок, прилепившийся к гостинице, как к горе (Фото 07, Pic 1). Вокруг гостиницы выкопан канал, через который идут мостики с ограждением, сделанным из пеньковых сетей, и с перилами из просмоленных канатов (Фото 01). Все очень яркое, пестрое, и вообще весь город представляет собой как бы декорации к разным фильмам – ненастоящие, но красивые. Временами декоративность раздражает, но если задать себе вопрос: "А предпочел бы я настоящих пиратов фальшивым?" – раздражение проходит. Было бы красивей, если бы под причудливо изогнувшейся пальмой лежал не фальшивый, а настоящий скелет на сундуке с настоящими, а не фальшивыми сокровищами? А если бы не было ни сундука, ни скелета? Нет, наверное и взрослые люди могут получать удовольствие от игры. И даже, как ни нелепо это звучит, от игры в пиратов. А по вечерам можно посмотреть на битву пиратов с английским фрегатом, поставленную без излишнего натурализма в канале возле гостиницы. Грохот канонады, море огня, взаимные угрозы, акробатические прыжки по мачтам, и, в конце пятнадцатиминутного представления, фрегат тонет. Капитан-англичанин, естественно, с трубкой в зубах, конечно, остается на мостике и уходит под воду, конечно, так и не выпуская трубки. Самое удивительное, что когда через десять минут корабль поднимается для следующего представления (представления даются каждые полчаса), капитан по-прежнему стоит на мостике. Маска для дыхания у него там спрятана, что ли... Фрегат, пятясь, скрывается за углом, чтобы через пятнадцать минут снова ввязаться в бой.

По поводу канала... Меня удивило обилие воды и пышная растительность в городе, расположенном в пустыне. Каналы, фонтаны, водопады, пруды... Все верно: где вода, там оазисы. (Pic 10)

Первые этажи гостиниц отведены под казино, магазины и рестораны. У нас были сначала вполне советские сомнения, но оказалось, что заходить, смотреть и развлекаться можно всем, а не только постояльцам этой гостиницы. В казино курят. Но при этом почему-то нет противного запаха загашенных сигарет. Не только в казино, а по всему городу чувствуется еле заметный и, как ни странно, приятный запах сигар. Я говорю "как ни странно", потому что до этого запах сигар мне не нравился.
Во всех гостиницах можно на скорую руку обвенчаться. В лифте обозначено, на каком этаже находится wedding chapel – венчальня? часовня? – в общем, ЗАГС. Я не знаю, почему так сделано. Может быть, законы о вступлении в брак в штате Невада не такие суровые, как в других штатах, и должны привлечь дополнительных гостей. Хотя большой суровости я не видел и у нас, в Мичигане. А может они считали, что невесту/жениха надо хватать в охапку и тащить жениться, пока не очухались от окружающей романтики?

Метрах в 500 от "Острова сокровищ" находится гостиница "Белладжио". Перед ней большой пруд с музыкальными фонтанами. Это не те музыкальные фонтаны, в которых напор воды меняется с музыкой. Музыкальные фонаны в Белладжио – это танцующие струи. По всему пруду (длинная сторона – метров 300) установлены сопла, из которых бьют струи воды. Сопла образуют круги разного диаметра, прямые линии, спирали. К тому же, сопла могут наклоняться. Представление происходит каждые 15 минут. В создании номера принимают участие хореограф, инженер, создающий программу, управляющую соплами, и звукорежисер. Начинает играть музыка, и фонтаны просыпаются. Сопла включаются в строгом соответствии с музыкой, и струи образуют сложный узор. Некоторые детали более или менее часто повторяются. Мне понравился усеченный цилиндр – струи из расположенных по кругу сопел вылетают с небольшим расхождением во времени, так что верхний край цилиндра, как бы, срезан наклонной плоскостью. Так этот цилиндр и растет, срезанным.
Из сопел, расположенных вдоль прямой, вылетает полукруглый гребень (середина выше, чем края), синусоида или треугольник. Все эти фигуры движутся в такт музыке, и все зрелище в целом завораживает настолько, что не отвести глаз.
Время от времени звучание оркестра достигает могучего forte (если не ошибаюсь, звук максимальной громкости всех инструментов оркестра называется tutti), и перед этим струи на мгновение замирают, как будто, чтобы собираясь с силами, а потом с пушечным грохотом устремляются в небо. По-видимому, пауза необходима, чтобы поднакопить давление в трубах. Звуковой удар при этом обычно совпадает с ударом барабанов и тарелок в оркестре. Высота струи на глаз доходит этажа до десятого! Очень красиво. А потом все это великолепие падает в воду, отнюдь не бесшумно…
Иногда сопла поворачиваются, и струи наклоняются, изгибаются, танцуют.
Уходить от этих фонтанов не хочется. Сам себя уговариваешь: "Ну, еще разочек. Ну, еще чуть-чуть".

Большая часть гостиниц – вполне современные. Но есть и старые. К старине относятся бережно. Но гости не должны чувствовать себя ущемленными по сравнению с теми, кто живет в новых комфортабельных зданиях, поэтому к старому фасаду пристраивают модерновый корпус. Получается очень симпатично. Архитекторам как-то удается удержаться на тонкой грани между архаикой и современностью (Фото 08).
Вечером и ночью Стрип залита светом. Наверное, расходы Лас-Вегаса на электричество сравнимы с бюджетом не очень большого города. Световое оформление старых гостиниц напоминает мультфильмы пятидесятых годов – исходящее от волшебного цветка или сундука с сокровищами сияние не оставляет сомнения в их могуществе. В целом получается наивно, нелепо и трогательно. Световое оформление современных гостиниц выглядит вполне современно и даже немного фантастично.

Перед гостиницей "Мираж" стоит скала с водопадом (pic 9). Вечером водопад выключают, и скала превращается в вулкан, который вполне натурально извергается каждые тридцать минут. В вестибюль гостиницы ведет стеклянная галерея, за стенами которой находится вольера с очень редкими белыми тиграми. Вечерами тигры участвуют в цирковом представлении. Кстати сказать, в то время, когда мы были в Лас-Вегасе, в цирке выступало и несколько русских артистов.
В вестибюле гостиницы стена, возле которой сидят клерки, стеклянная. Это – передняя стенка аквариума, в котором плавают морские рыбы, и среди них – несколько акул длиной метр-полтора.

Парк перед гостиницей "Дворец Цезаря" ("Caesar Palace") уставлен копиями древнегреческих и древнеримских скульптур (Фото 12, 03, pic 3, pic 5, pic 6). Копии эти – не точный слепок. Так, там была копия "Давида" Микеланджело высотой всего метра два. И множество таких же скульптур заполняют первый этаж гостиницы. Некоторые из них ходят по залу и разносят напитки – каждая гостиница одевает девушек с подносами в свою униформу, а во "Дворце Цезаря" униформа – белые туники и сандалии. Девушки эти очень хороши. Моя жена сказала, что, наверное, их принимают на работу по ногам, но сразу после того, как она это сказала, мимо нас прошла японка или кореянка, которая не прошла бы по конкурсу, если бы это было так.
Как я понял, для тех, кто играет, напитки приносят бесплатно. Хотя сам не проверял. Но чаевые девушкам платить все равно принято.

В гостинице "Париж" девушек одели в форму, верхней частью напоминающую форму французских полицейских или военных, как мы их видели в кино или на картинках. Это были синие мундирчики, сзади напоминающие коротенький фрак, еле-еле прикрывающий, или, скорее, открывающий попку, а спереди похожий на закрытый купальник, высоко вырезанный на бедрах, и кокетливые шапочки (Фото 05).
Я попросил у одной девушки, которая по странной игре случая оказалась негритянкой, разрешения ее сфотографировать, и она охотно снялась сначала со мной, а потом с моей женой. Сказать ей, что я хотел иметь ее фотографию без меня, я постеснялся, так решительно она стала рядом, полуобняв меня. Отодвигаться в этих обстоятельствах, я думаю, было бы не по-парижски.

В гостинице "Белладжио" есть небольшая картинная галерея. Картины начал покупать (и продолжает контролировать рост коллекции) председатель совета директоров куротов Мираж. Когда мы там были, коллекция состояла из 34 картин, в основном, импрессионистов и постимпрессионистов, хотя есть и пара картин Рембрандта и Рубенса. Среди картин есть шедевры Моне, Мане, Ренуара, Дега, Матисса, Пикассо. Большая часть картин раньше находилась в частных коллекциях и была недоступна широкой публике. Сейчас галерея работает без выходных, но вход в нее не бесплатный.
Выйдя из галереи, мы встретили русскую пару, приехавшую из Ленинграда. Они были очень разочарованы этой коллекцией, мотивируя свое недовольство тем, что коллекция Эрмитажа не в пример богаче. Мы не стали с ними спорить. Мне показалось, что для этих людей Эрмитаж все еще "свой", и они болезненно воспримут возражения, что ценность коллекции определяется не количеством картин. И что даже если и качество картин галереи Белладжио уступает Эрмитажу, это не делает ее неинтересной. "Не Шекспир!" можно сказать про любого драматурга, кроме самого Шекспира. От этого Булгаков, Ануй или Дюренмат не перестают быть великими.
А еще мне в этой галерее понравилось, что всем посетителям при входе выдают беспроводный телефон, и желающие могут послушать комментарий искусствоведа о любой картине. Достаточно набрать ее номер, и слушай, никому не мешая, не боясь опоздать к началу объяснения.

Ну, а теперь, когда, я надеюсь, вы хотя бы поверхностно представили себе атмосферу этого города, я могу перейти к описанию гостиницы "Венецианская". Фасад гостиницы имитирует здания в Венеции. Перед гостиницей выкопан канал, в котором плавают белые и черные лебеди, и возле мостика привязаны гондолы. Вообще, как я слышал, "Венецианская" – самая большая гостиница в мире. Первый этаж поражает своим великолепием. Роспись коридоров копирует какой-то из итальянских дворцов, я не знаю, какой (Фото 02). "Но в стихах это звучит бесподобно!" (Надеюсь, вам не нужно напоминать этот анекдот). В казино на первом этаже мы заходить не стали, а сразу пошли на второй этаж. А на втором этаже выкопан канал (это выражение я подслушал у одного знакомого), через который перебрашены живописнейшие мостики, вдоль канала построены небольшие двух-трехэтажные дома, на потолке нарисовано небо с облаками, а по каналу плавают две гондолы, на которых можно покататься долларов за десять (Фото 10).

Но прежде, чем мы вышли к каналу, мы заглянули в небольшие магазинчики-галереи. В одном из них выставлены антикварные предметы, в другом – венецианское стекло. То, что украшало витрины этих магазинов, я бы рассчитывал увидеть в музее, а здесь это стояло на полках, и можно было купить все, что угодно. Вернее, все, что угодно, вам могли бы продать. В первом из магазинчиков демонстрировались/продавались старинные венецианские карнавальные маски и шляпы. Очень жаль, что в галереях не разрешают фотографировать. Придется попробовать описать на словах. Маски – это изготовленные из серебра или золота лица (женские отличаются невыразимой прелестью – тонкий, маленький, вздернутый носик, узкий, точеный подбородок, губы, сложившиеся в веселую, нежную, загадочную улыбку), которые можно держать за специальную палочку перед своим лицом. Интересно, что на некоторые лица на масках в свою очередь "надеты" полумаски из отличающегося по цвету металла.

Нас, выросших в стране, где "искусство принадлежит народу", удивляло, что предметы искусства может купить частное лицо. При мне какая-то дама покупала умопомрачительный пышный бархатный берет за 400 долларов. То есть, я понимаю, что есть частные коллекции, и что есть люди, способные выложить несколько миллионов долларов на аукционе за картину Пикассо, и что даже в бывшем Советском Союзе рисунки, наброски и даже картины великих художников были не только в государственных музеях; но увидеть музей, в котором можно покупать, было для меня почти потрясением.
Маски заставили меня раскрыть рот. Так, с отвисшей челюстью я и проходил остаток дня.

А венецианское стекло... Это не просто стекло. Не зря оно славится уже много веков. В магазине были и декоративные диски из цветного стекла, внутри которых, как в аквариуме, "плавали" рыбки из стекла другого цвета, и очень изящные бокалы, рюмки и графины (Фото 04). Там был браслет из стеклянных шариков, нанизанных на упругие, наверное, резиновые нити (pic 8). Мне очень жаль, что мы не купили этот браслет, цена была, в общем-то, доступная, но мы морально не были готовы покупать в музее, мы пришли просто поглазеть.

В этом магазине были предметы не только из стекла. Там был набор женского белья – лифчик, трусики и, почему-то, шорты, вырезанные из дерева (pic 7), и две пары туфель, тоже деревянные. Они делались не для того, чтобы их носили, как голландские "кломпес", а как забавное украшение. Одна пара – женские туфельки очень большого размера, другая – красные туфли, имеющие вид человеческой ступни, с пальцами и ногтями (pic 2).

Антикварные магазины, коридоры-улицы, надписи на итальянском языке создают странное ощущение нереальности, смешения времен и стилей. Поэтому я не очень удивился, столкнувшись на выходе из туалета ("Ну, ему было надо! Это – жизнь..." – Жванецкий) с человеком, одетым в костюм из фильма "Труфальдино из Бергамо" – чего же еще ожидать в средневековой Венеции?

У Довлатова в серии рассказов "Чемодан" есть рассказ о том, как он стоял в очереди за пивом, загримированный под Петра Первого. Народ в очереди отнесся спокойно, а минут через пятнадцать уже считал, что так оно и должно быть: "Я стою за лысым, царь – за мной, а ты уже за царем будешь..."

И вот странно: швейцар в треугольной шляпе и со шпагой в гостинице "Остров Сокровищ" выглядит декорацией, а мужик в бархатных штанах и шляпе с перьями в "Венецианской" – вполне на своем месте...

После, выйдя к каналу, мы услышали пение и увидели группу певцов в оперных одеяниях. Среди них был и этот в шляпе. В руках у него был аккордеон. Они стояли на перекинутом через канал мостике и пели чего-то итальянского. Вокруг стояла небольшая толпа и слушала. Потом один из певцов стал вызывать добровольцев. К нему вышли три человека, и он объявил, что организует среди них конкурс, а остальные зрители будут судьями. Потом певцы спели начало известной песни "Качели" – "Фуникули-фуникуля..." – и помогли добровольцам выучить и повторить с ними этот первый куплет. А потом, когда добровольцы уже перестали стесняться, они по очереди пропели эти пару строчек, и зрители аплодисментами выражали свое отношение. Тот, кому хлопали громче, получил приз – пышный красный берет. После этого певцы пошли в какое-то другое место, продолжая петь по дороге. К ним присоединился жонглер – молодой парень, который очень ловко жонглировал тремя булавами. Мы к этому времени проголодались и пошли в ту же сторону, потому что видели там недорогой китайский ресторанчик. Я не заметил, в какой момент одна булава у жонглера сменилась баскетбольным мячом, и он продолжал жонглировать разными предметами, как будто даже не заметив этого.

Съев свой обед, мы подошли к стойке с мороженым – "Gelado". Чего там только не было! Глаза разбегаются. В конце концов мы взяли два шарика самого дорогого мороженого – пломбир, политый ромовым сиропом (названия я не запомнил, а объяснения, что это такое, – не понял), и два шарика дешевого диетического черничного мороженного – без жира и без сахара, но тем не менее сладкого и очень вкусного. Когда моя жена попробовала свой пломбир, она воскликнула: "М-м... Это пахнет, как торт с ромовой пенкой, котрый делала бабушка". Фотография ее в момент наивысшего наслаждения от этого мороженного, к сожалению, не получилась. Поверьте на слово, что удовольствие было необыкновенное.

И еще три магазина-музея мы видели в этот день. Первый – магазин под названием "Tolstoy's". Продавали там ручки, карандаши и другие канцелярские товары. В углу висел большой портрет Льва Николаевича и краткая биографическая справка (Фото 06). Рядом лежало издание "Войны и Мира" на английском языке, довольно старое, не могу сейчас вспомнить, какого года. Я заглянул на первую страницу. Меня интересовало, приводился ли перевод длинного высказывания Анны Павловны Шерер с французского на английский, или предполагалось, как в старых русских изданиях, что читатель в таком переводе не нуждается. К моему разочарованию, высказывание было набрано по-английски.

Ручки и перья в этом магазине ужасно дорогие. Неудивительно, что современные писатели предпочитают писать на компьютере: не только удобнее, но и дешевле купить компьютер, чем такую ручку.

Вообще-то, цены в этих магазинах-галереях действуют не менее ошеломляюще, чем неожиданность того, что там можно увидеть. Когда-то я получал стипендию 45 рублей в месяц. Однажды я почему-то зашел в ювелирный магазин в Столешниковом переулке. Кольца, серьги и ожерелья за несколько сотен рублей на меня впечатления не произвели. Я понимал, что даже самое дешевое кольцо не смогу подарить своей девушке в ближайшие ...лет. Произвела впечатление бумажка с надписью: "Кольцо с бриллиантом. 8,5 карата. 24 673р. 50к".
Я не уверен, было ли там 8,5 карата или другая величина. Но сумма меня подавила. В те времена едва ли не самым дорогим символом богатства была машина "Волга", которая стоила 5500 руб. и была доступна только генералам, академикам и спекулянтам.
В лаборатории, где я тогда проходил практику, понадобилось изготовить деталь из высокочистого тантала. Шеф дал мне пруток и сказал отнести его в мастерскую. При этом он велел передать, что обращаться с материалом нужно очень аккуратно – пруток стоил две с половиной "Волги"!

Мастера собрали стружки и опилки и вернули мне в отдельном пакете, когда я пришел получать детальку.
Я физик. Я привык к большим числам. Но увидев бумажку рядом с пустым местом, где должно было лежать, но не лежало кольцо, я вдруг ощутил, что 24 673р. 50к больше, чем число Авогадро – шесть на десять в двадцать третьей степени молекул.

Мы зашли в ювелирный магазин, где были выставлены работы мастера, который одним из первых, если не первым, начал работать с черным кораллом (pic 10). Как рассказала нам продавщица-экскурсовод, этот редкий вид коралла отличается от других кораллов высокой прочностью. Растет он на один сантиметр за сто лет, потому и является редким. Ювелир делал украшения из золота и/или платины с черным кораллом и бриллиантами. Глубокий насыщенный черный цвет прекрасно оттеняет и подчеркивает чистоту и блеск бриллиантов.
Раньше, когда в художественных музеях мне встречались предметы прикладного искусства – фарфоровые статуэтки, посуду, украшения, я относился к ним с пренебрежением. Я считал, что не понимаю и не люблю этого искусства. Тут я увидел, что такое искусство мне тоже нравится. Оказалось, что мне нравится рассматривать витрины ювелирных магазинов, даже понимая, что я не в состоянии купить этого. Ну, так и в Эрмитаже я не в состоянии ничего купить. А самый дешевый предмет из черного коралла стоил около 150 долларов. Зато самый дорогой...
Мастер – человек не бедный, и небезызвестный. В музее выставлены образцы столового серебра, подаренного им принцессе Диане и английской королеве. Еще там стоит ханукальная менора (девятисвечник) в виде дерева с девятью ветвями, сделанная из одного (!) куска коралла. Менора пока ждет покупателя, и, боюсь, еще долго будет ждать – стоит она 4 миллиона долларов!
А самый дорогой экспонат – статуя царя Петра Первого, собранная из более тысячи кусочков коралла. Орлы на мантии сделаны из платины, а пуговицы – из бриллиантов. "Рост" статуи чуть больше метра. Просят за нее 128 миллионов.
И вот у меня невольно возник вопрос. Когда человек берется за такую работу, какими мотивами он руководствуется? Ведь очень маловероятно, что найдется покупатель. Стоимость материалов может разорить фирму средних размеров.

А потом мы зашли в галерею искусств. По-видимому, место в этой гостинице стоит очень дорого, потому что картины и скульптуры там были размещены очень тесно. Мне понравились "джазовые" скульптуры. Одна из них изображала джазовое трио. Другие – музыкальные инструменты и руки, которые их держат. Причем манера исполнения не оставляла никаких сомнений, что это – джаз.
Я спросил, можно ли фотографировать. Мне разрешили сделать один снимок. И я решил сначала осмотреть галерею и выбрать.

Несколько экспонатов привлекли меня необычностью техники. Там были фигурки, находящиеся в большом куске оргстекла – балерина, распятие. Фигурки были не то из тончайшего кружева, не то из мельчайших пузырьков воздуха, тогда эти пузырьки могли быть сделаны лазером. Смотрители не смогли мне ответить, что это было, сказали только, что техника эта появилась в последние годы.
Еще одна техника работы с оргстеклом менее загадочна, но дает не менее интересные результаты. Изготавливают модель, например, человеческое лицо, заливают оргстеклом, потом модель убирают, а внешнюю сторону полируют. Получается вдавленное в оргстекло изображение. Варьируя матовые и прозрачные поверхности, художник добивается очень интересных эффектов.

Больше всего в этой галерее было скульптур. Меня восхитили бронзовые скульптуры, сделанные из металлов разного цвета, вернее, оттенка. Тогда тело балерины отличается по цвету от ее платья, а грива коня – от его шерсти. Коня этого при мне какая-то дама сторговала за 40.000 долларов и договаривалась, когда его доставят к ней в Лос-Анжелес.

Большинство картин и скульптур были итальянскими, и когда я обнаружил в глубине галереи шкаф с японскими нэцке – это небольшие фигурки из дерева, камня или слоновой кости, применявшиеся вместо пуговиц, – подумал, что это копии. Но сидящий в углу то ли смотритель, то ли хозяин, державший во рту сигару и похожий на мистера Твистера с иллюстрации к стихотворению Маршака, сказал, что они настоящие. А на мой вопрос, как попали японские фигурки в итальянский магазин, надменно сказал, что это американский магазин.

Из всех фигур я выбрал джазовое трио (Фото 09).
Жаль, что фотографии, сделанные в Лас-Вегасе, получились неудачными. Фотограф я никакой.

Фотографии и текст ©Созерцатель