|
Клюквас & Хиронаги
И снова вне отечества пророк...
(Школьные сочинения-3)
*
Иван Алексеевич Бунин был не первым русским автором и мыслителем, которого преследовала мысль о трагизме судьбы России. Мысли о судьбоносности России, о ее искупительной миссии в истории, о
жертвенной сущности русского национального характера волновали русских поэтов, писателей и философов от Радищева и Карамзина до Блока и Бердяева, если ограничить обзор революционной эпохой. Впрочем, не нарушили традиции писать стихи и прозу кровью сердца и лучшие наши современные авторы Александр Солженицын, Виктор Астафьев, Иосиф Бродский. Все эти граждане России не праздными наблюдателями стояли у обочины дороги, которой шла и идет их Родина, по их судьбам прокатилась тяжелым катком рукотворная
история нашей страны. Не просто философствовали они. Они пережили эти окаянные дни.
Можно прочесть много книг о революции и гражданской войне, можно посмотреть фильмы, подарившие нам понятия революционной романтики, комсомольского задора и созидательного пафоса и не понять ни революции, ни гражданской войны. Да их и нельзя понять. Если относиться к логике лозунгов "сломать до основанья, а потом…", "взять все, да и поделить", "мир хижинам, война дворцам" с точки зрения того, что
англичане зовут "здравым смыслом", иначе, как массовым безумием, влиянием некой кометы, апокалиптическим бедствием это не назовешь. Поэтому, чтобы мы и не пытались дойти до ответов на риторические вопросы сами, нам многие десятилетия скармливали "Краткий курс", где четко и ясно было прописано, кто враг, и потому должен быть уничтожен, а кто не враг, и имеет право на свой лимит жизни. Большинство было вынуждено верить, чтобы просто выжить.И вот из всего хлама литературщины, попыток услышать "музыку революции", обобщить хаос, который, по определению, не поддается учету и контролю, к нам запоздало пришла простая книга, написанная очевидцем. Но не просто очевидцем а Иваном Буниным, одним из последних
классиков, блестящим виртуозом российской словесности, сброшенным с высот Парнаса в грязную мясорубку революции, гражданской войны, интервенции, эмиграции.Позже он уйдет из этого чистилища назад, в мир, где, может быть, и стрелялись, но из-за несчастной любви, может быть, и бежали из Москвы, но в монастырь "Вологодский, Вятский…", где русская душа, как и века назад билась над загадками бытия и себя самой, но где не убивали за еду, где не расстреливали над выгребными ямами, где из
верноподданнических соображений не красили галстуки в красный цвет масляной краской. Он уйдет в этот мир из французского изгнания, чтобы сохранить разум.Трудно сохранить разум читателю "Окаянных дней" настолько с ног на голову встают устоявшиеся представления не только об известных людях революционной поры, но и о времени, как таковом. Я знаю, что меня больше всего поразило в книге. Я чувствую: то, что записал Бунин правда. Он не выдумал и не прикрасил ни реплик, ни событий, ни
реалий." Раньше, чем немцы придут, мы вас всех перережем, холодно сказал рабочий и пошел прочь.Солдаты подтвердили: "Вот это верно!" и тоже отошли".Хорошо, пусть это только слова. Века унижения и несправедливости говорят устами рабочего и солдат. Ну, а это: "Сначала убили одного: разбили голову безменом, пропороли вилами бок и мертвого, раздев догола, выбросили на… дорогу. Потом принялись за другого…"И это творит "народ-богоносец" Некрасова? С кем же творит? Не с собой ли?..Об "Окаянных днях" не хочется говорить их хочется цитировать. Если существует в литературе катарсис, то не надо ходить за ним далеко к истокам древнегреческой трагедии, не мифическому Прометею будет день за днем клевать печень орел, прочтите, как в одесской
чрезвычайке "появилась теперь новая манера пристреливать над клозетной чашкой".
Поражает, как в этом дыму и угаре, среди забот о пропитании, лихорадочного ожидания невесть откуда гипотетической помощи, Бунин ухитряется не уйти в суетность, не оставить величайшего предназначения российского писателя размышлений о себе в России, и о России в себе. Об общей судьбе."Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом Чудь, Меря. /…/ Народ сам сказал про себя: "Из нас, как из дерева, и дубина, и икона", в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев".
У Бунина мы найдем то, что позже подметил и вывел, заклеймив, Оруэлл, назвав "новоязом" "новый, особый язык, сплошь состоящий их высокопарнейших восклицаний вперемешку с самой площадной
бранью по адресу грязных остатков издыхающей тирании…". Насколько же бунтует в нем русский писатель и человек, при котором оскверняют сразу две великие вещи русский язык и истину, которую пытаются выхолостить уродскими нагромождениями лишенных смысла фраз!Что чуть ли не больше всего нравится мне в исповедальной книге это отсутствие личной рисовки, "ячества", выпячивания себя, своих страданий. Из слов, реплик и реакций Бунина мы видим, чего стоит ему эта жизнь, но, как он скажет о себе позже, такой же эмоциональный, гордый и независимый, как всегда: "Я сед, сух, но еще ядовит. Очень хочу домой". Эта простая фраза могла бы быть эпиграфом к книге.ДОМОЙ. Вот откуда вся страсть, вся ненависть, весь ужас. Весь народ, вся страна лишилась дома. Бунин пытается понять безумие, охватившее людей, взявшихся рушить и поганить свой дом, искать и успешно находить в нем врагов.А что же сам он? Имеет ли он право судить? А уж не трус ли сам академик?.."А в полдень в тот же день запылал скотный двор соседа, и опять сбежались со всего села, и хотели меня бросить в огонь, крича, что это я поджег, и меня спасло только бешенство, с которым я кинулся на орущую толпу". (Курсив наш Х & К) Да, академик имел право судить свой народ. У него были все данные пророка.
Книга, безусловно, крайне субъективна: вне фактической своей стороны она изобилует личностными оценками и характеристиками, что лишний раз дает нам возможность увидеть в авторе живого человека, а не идеолога, претендующего на владение истиной в конечной инстанции. Особенно это относится к бунинским оценкам собратьев по писательскому цеху. Для него ведь они еще не небожители, не пантеон классиков, как для нас, ему и Маяковский "Идиот Полифемович", и А. Н. Толстой "Алешка", и Горьковский Лука "осточертевший", и Луначарский "гадина", да и Блок просто неумный человек. Однако, как бы не заносило в оценках коллег-современников Бунина, читая книгу нетрудно отделить зерна от плевел, и уяснить, что Блока автор, все же, уважает, и что все его характеристики-оплеухи имеют под собой определенные причины.Бунин не только обвиняет. Он видит и корни происшедшего, не снимая вины за него с самой либеральной интеллигенции. Достоевский вот его высший авторитет, да и поспоришь ли с наблюдением, что все "надевали лавровые венки на вшивые головы", что "нас пленял не социализм, а чувствительная сторона социализма…" Началось с чувствительной стороны, а вышли Бесы, Достоевский даже успел их описать.Что и кому мог сказать Бунин тогда? С кем соединить свой глас вопиющего в пустыне? Только бумаге при свете свечи можно было поверить горечь, гнев, унижение. И это тоже было для него благом иначе вряд ли смог бы он пройти через описанный опыт, пережить его. Не просился Бунин в пророки, не ощущал себя таковым. Но он имел все основания сказать о себе и о своей стране:"Россия! Кто смеет учить меня любви к ней?"И не желая того, но все же будучи пророком по праву гениальности и любви, он мог сказать о себе: Духи над пустыней пролетали
В сумерки, над каменистым логом.Скорбные слова его звучали,Как источник, позабытый богом.На песке, босой, с раскрытой грудью,Он сидел и говорил, тоскуя:"Предан я пустыне и безлюдью,Отрешен от всех, кого люблю я!"И сказали Духи: "НедостойноБыть пророку слабым и усталым".И пророк печально и спокойноОтвечал: "Я жаловался скалам".("Магомет в изгнании")
* Salvador Dali: "Angelus"
|
|