––––– Причал ––––– Просто ––––– Ритмы ––––– Мостки ––––– Брызги ––––– Аврал




Глеб Самозванцев
Второе сердце
Рассказ
Памяти
Евгения Вениаминовича Сперанского.

Луч солнца упал сквозь просвечивающие на свету зелёными пятнами листья вяза, на покрытое выщерблинами дно старого алюминиевого бидона и заискрился в широких и влажных от росы листьях лопуха. Сперанский сидел неподвижно на втором перевернутом бидоне и отдыхал от бессонной ночи, проведённой в маленькой отдельной чердачной комнатке, куда он уходил печатать. Последнюю ночь перед своим девяностолетием ему хотелось провести в покое, отдельно от всего мира. Всю ночь его окружала его любимая тишина, прерываемая разве что гулом проходящих невдалеке груженых пахнущим лесом составов. И тогда медленно начинала дрожать его разболтанная машинка, как будто бы ей не терпелось снова застучать в работе. Если бы и нашёлся случайный свидетель, видевший его окно в тот момент, то он бы услышал лишь одинокий стук старой и как будто бы слегка "фальшивящей" отдельными клавишами пишущей машинки.
Его окружала тишина раннего утра, когда все его дачные соседи ещё спят, оставаясь равнодушными к этим самым лучшим росистым и влажным утренним часам. Перед его закрытыми глазами медленно проплывали светлые пятна, как череда неких далёких детских снов. Чтобы удобнее было собирать сочащуюся по капле драгоценную влагу, он подставил кружку, и теперь отдыхал. Его юбилей казался ему некой разновидностью необходимости, которую надо воспринимать как должное. Где-то по ветке юркнул поползень, осыпая мелкую шелуху коры, и начал методично выстукивать сухой ствол в поисках вожделенных насекомых. В нескольких шагах от старика, укрытая тенистыми плакучими ивами, текла река, которая, казалось, отдыхала, проплывая под их колеблющейся тенью, - с извивающимися по её кисейной поверхности тёмно-зелёными змеями водорослей. Чуть поодаль из воды торчали обросшие зелёной ватой тины столбики полуразвалившихся мостков с кое-где проломленными досками, под которыми можно было различить мутное илистое дно с плавающими над ним туда и сюда вертлявыми пиявками. Сперанский раньше и сам был не прочь порыбачить, но теперь его как-то уже не тянуло на реку. А ведь всего лет восемь назад он ещё сидел на тогда ещё не проломленных досках, смотрел на торчащий в мутной воде поплавок и читал французскую книгу, что, впрочем, не мешало ему тихонько ворчать на приходивших к мосткам стирать соседей-татарок. Да и удочки теперь валяются в каком-нибудь дальнем пыльном чердачном углу и уж наверняка без крючков.
Сейчас стук его старой машинки стал для него стуком его второго сердца, постоянно наполнявшим его маленькую комнатку в рабочие ночи.
Ещё с самого детства, при взгляде на одинокое окошко его комнаты под самой крышей, мне невольно казалось, что там должен жить либо колдун, либо мудрый кудесник. Ну, в общем, некий сказочный персонаж. Взять, хотя бы, то, что лестница, ведущая к нему наверх, вилась снаружи дома по нескольким его стенам, и каждая её ступенька, казалось, имела свой голос; и когда подымаешься по лестнице ночью, невольно начинает казаться, что ступенька под ногой то ли жалуется, то ли одним коротким скрипом старается поведать тебе нечто - быть может свою историю, или просит: "Останься, постой со мной, я расскажу тебе древнюю, как мои старые доски, историю." Или то, что весь принадлежащий ему "верх" был окружен различными тайниками, что делало его комнату и прилегающий к ней верх ещё более таинственным и загадочным. Я всегда думал, что из одного из этих тайников ведут разные пути в какие-нибудь забытые комнаты, где под горами вековой пыли могут храниться удивительные вещи. Старик довольно сильно недолюбливал тех, кто приходил к нему не вовремя, и старался побыстрее спровадить, дабы не причинять себе забот, связанных с тем, чтобы ублажать незваных гостей.
"Эк вы рано, однако" - старик поднял голову; к роднику приближался, бодро позвякивая бидонами, его племянник Алексей Овчинников - как мы знали, врач и страшный аккуратист, проживающий в двух шагах от него небольшом коттедже с гладко выстриженным газоном. Он сразу загремел бидонами по плоским плитам родника, и обеспокоенные зелёные зайчики забегали в мелкой гальке в хрустально чистой воде. "С юбилеем вас, поздравляем, я и супруга, приглашаете, или как?" Сперанский, сильно не задумываясь, промычал, что - конечно, - что он уже давно собирался, но в суете дел всё как-то забывал сказать. Сейчас, глядя на этого ещё относительно молодого человека, в спортивной майке и с пахнущими карболкой руками, ему невольно вспомнился Алексеев дед, который спасал и его и многих других в худшие времена здесь, в Туристе. "Я уж скажу своей, чтоб как стемнело, напомнила, как раз и газон к тому времени постригу", - и тот, улыбнувшись, ухватил наполнившиеся ледяной влагой бидоны и отправился к себе по продавливающeйся под его сандалиями влажной тропе. Старик задумчиво сидел, совсем забыв о своей кружке, из которой уже лилась через край узенькая и блестящая полоска воды. Сперанскому было хорошо, и он мог сидеть так вечно, находясь в неком подобии забытья. Сегодня у него был повод посидеть подольше.
Солнце медленно тонуло над укромной дачей, построенной из потемневших от времени сосновых брёвен. Близился вечер, на узенькой веранде уже был накрыт стол. Сперанский нервничал - он не дописал страницу - и, швырнув на стол пачку "Явы", заглянул на старую кухню; открыв со скрипом дверь, ведущую в холодильник, он внимательно вглядывался в покрытого изморозью курёнка из сельпо. Я подошёл к нему и робко тронул за плечо. Он повернулся ко мне с крайне озабоченным видом. "Опять Зяма запаздывает, ну сколько можно. Ты хотя бы пойди встреть его - а то ведь не проедет". Делать нечего, пришлось плестись к верхней дороге. Но вот, наконец, по гравию прохрустела долгожданная машина, я подсаживаюсь спереди и вижу довольное лицо "Зямы" и ошеломленные лица наших "бабок", по самые глаза засыпанные алыми тюльпанами. "Весёленькая, однако, вышла история, что называется, под зарплату, сегодня еду по дороге и вижу, что на обочине стоит бабка с ведром тюльпанов, ну я и решил слегка подшутить: взял, да и купил всё", - всё заднее сидение было завалено свежими тюльпанами, которые упруго подпрыгивали на неровных местах. "Надеюсь, без меня не начинали" - с хитрой улыбкой спросил он, однако в его глазах светился особо опасный спуск к дачным воротам. "Никак нет, вас там ждут изо всех сил". Ну, вот мы и на месте. Зяма с лёгкими щелчками открывает двери машины, и тут начинается алый дождь: тюльпаны алым огнём пламенели на выцветшей траве, машина стала чем-то наподобие островка среди бескрайнего моря цветов. Он взваливает на мои плечи часть тюльпанов, и мы вместе, сопровождаемые чуть отставшими бабушками, пыжимся изо всех сил, стараясь дотащить и не рассыпать всё это до веранды. Сперанский только сейчас заметил нас, не проявив никого удивления, как будто мы и должны были прийти с горой тюльпанов; от его свежезакуренной сигареты отделялись пепельно-серые круги, которые, не спеша, оплывали всю веранду и только затем поднимались к увитому диким виноградом ржавому водостоку. В фигуре Сперанского и во всех его движениях чувствовалась некая царственность, но стоило ей быть обнаруженный своим владельцем, как она тут же безжалостно загонялась в самый дальний и неприметный уголок души. В стёклах веранды медленно утихал искажающийся и богатый внезапно вспыхивающими яркими огненными бликами закатный свет. С лёгким повизгиванием раскрылись двустворчатые двери на верху крыльца, пропуская гостей на более или менее свободную для передвижения веранду и в полутёмную кухню, откуда неслись разные запахи и виднелся контур горшка с торчащими из него сиротливыми куриными ногами. По моему примеру Зяма решил отдохнуть до ужина в гамаке; слегка покачиваясь, он видел лишь спокойно покачивающиеся вершины берёз и лиственниц. В этой части сада пахло влагой, распространившейся из ржавой бочки на углу. Миниатюрными серыми тучками начало собираться комарьё. Сейчас, в полунаступившей темноте, дом казался большим старинным фонарём на тёмном перекрёстке. С моего места уже было видно, как стол постепенно уставляется разными наполненными блюдами, и время от времени можно было услышать звон от столкновения тяжёлых серебряных ложек и вилок. Над домом, в опустившемся сумраке вечера, ветви берез казались рваной рыбацкой сетью в мутной воде. Сквозь них то здесь, то там проглядывали синеватые точки звёзд. Мы вернулись на манящую жёлтыми пятнами света и приглушенными звуками ужина веранду. Во тьме, царящей между лохматыми ветвями стоящей неподалёку ели, уже начали проскакивать едва видимые и напоминающие дыры во тьме силуэты сов и летучих мышей. Сперанский мало любил, когда его навещали. Ему казалось, что это отвлекает его от его излюбленной жизни, неотрывно связанной с его маленькой комнаткой и старой пишущей машинкой в потёртом чехле. Сейчас усталый взгляд его задумчиво был устремлён к задымлённому синими петлями табачного дыма плетёному абажуру, где в этих дымовых слоях смутно чернел мелкий образ одинокого комара. Казалось, что бортик веранды представляет собой некую границу между уютным наполненным светом мирком и наполненной гулом проносившихся жёлтыми пятнами поездов. Даже несмотря на приезд гостей, он не переменил своей обычной формы одежды на парадную, оставшись в той же рубашке, в которой ходил наслаждаться утром к роднику, и разве что переодев другие брюки. Где-то вдалеке прошуршали чьи-то шаги и замерли в июльской тьме. Ещё вчера, спускаясь по хрустящей нападавшими хвойными иголками лестнице, он даже и забыл думать, что сегодня вечером будет сидеть и пить вино с людьми из города, того самого города, от которого он уже отвык за лето. Он взглянул на поедающего винегрет Зяму и невольно взъерошился. Зяма представлял для него своего рода раскалённый метеорит, несущий на себе раскалённую окалину того беспокойного городского мира. Её было видно по всему: по его хорошо выбритому лицу, пиджаку из химчистки с ещё не оторванным мятым ярлыком с неразборчивыми каракулями отпускающего, по блестящему автоматическому перу, тускло поблёскивающему в свете оплетённой лампы. Глядя на него, ему невольно вспоминалась суета, телефонные звонки. Пыль, коей столь обильно была напичкана его московская квартира, квартира с постоянно заглядывающими ему в окно огромными тополями, несущими летом ему на стол пух, а зимой стоящими мрачными силуэтами в полутьме за окном седьмого этажа. Сейчас, сидя на этой уютной и столь отдалённой от города веранде, ему более, чем когда либо, хотелось вспоминать об оставленной квартире, Москве и всём том, что было связанно с тем внешним беспокойным миром, заставлявшим его подлаживаться под условия существования в нём. Москва - это было для него то пространство, которое он старался пробежать как можно быстрее, выполняя "маршрут" от прокалывающего небо шпиля Савёловского вокзала до своей уединенной квартирки в тихом дворе на Образцова. Нажав на красный и мутный глаз кнопки лифта, горящей в его тёмном и пахучем плесенью подъезде, он подымался на свой седьмой. Там сразу наступало успокоение. Вокруг всё то же, что и неделю, день и десять лет тому назад: всё те же засохшие стручки неизвестных растений на выцветших от времени обоях его комнаты. Кровать послушно подаётся и приятно принимает измученное беготнёй и тряской в накуренном вагоне тело. В раскрытую форточку врывается слабый ветер, отмечая на портьерах застарелые складки. Залетевшая с улицы тополиная пушинка застывает в солнечном луче и медленно оседает на валик уже раскрытой пишущей машинки. На всём в этой уединенной комнате лежал отпечаток непоколебимого спокойствия и постоянной тишины, нарушаемой, разве что, то более быстрым, то более медленным нарастающим стуком главного атрибута его жизни - пишущей машинки. Наступает вечер, и тьма начинает перемежаться с туманными кольцами дыма, наполняющими всю комнату и медленно выплывающими через "отдушину" в напоённую влагой и запахом тополиной коры июньскую ночь, прорезываемую только стоящими, как подсвечники, светляками фонарей. Дверь в комнату медленно закрывается, и из-за неё начинают раздаваться однообразные шлепки по пыльной бумаге...
Случайный ветер ворвался на веранду, неся с собой запах росы, ландышей, речного тумана и камышей. От его порыва лампа начала раскачиваться, разбрасывая на лица сидящих тень причудливых переплетений абажура и поблёскивая то и дело вырывавшейся из-за абажура слепящей глаза ослепительной пружиной спирали. Свет причудливо преломляется в бутылке с "Мартини", и на уровне ярлыка уже сплёл радугу неземного происхождения. Случайный муравей забрался в пробку от бутылки и начал взбираться по внутренней нарезке, как по винтовой лестнице. "Кстати, - Зяма со звоном отложил вилку и воззрился на Сперанского, - Тебе там на квартиру пришли очередные конверты из театра, ну я и захватил их сюда, держи", - и он бросил шуршащие конверты на драную местами скатерть. Сперанский с деланым интересом взял всю пачку и, бегло просмотрев надписи на конвертах, отложил её в сторону. Ему всегда казалось неприятным читать такие деловые письма с постоянными официальными открытками, поздравляющими с разными небольшими премиями от различных театральных фондов. Читая их, он каждый раз как будто видел перед собой унылое лицо кого-нибудь мелкого театрального чиновника, пишущего эти однообразные строки быстро застывающими блестящими чернилами. Из темноты возникла соседская кошка и застыла миниатюрным сфинксом на границе тьмы и света - бортике веранды. И только время от времени её похожие на тёмные колодцы глаза загорались дьявольским зелёным огнём. Получив "своё" она исчезла во тьме так же беззвучно, как и появилась. Над громадой стоящей рядом с верандой ели разлилось серебряное зарево - медленно вставала огромная медовая луна. По траве пролегли блестящие ночной росой серебристые тропинки, причудливо изгибающиеся и ведущие в тёмную неизвестность июньской ночи, где вдалеке всё реже и реже проскакивали мерцающие жёлтым светом нити электричек. Сперанский задумчиво поглядывал на малиновый огонёк своей сигареты, неуклонно приближающийся к его жёлтым от никотина пальцам. Теперь бледный диск луны зашёл за причудливое абстрактное украшение на трубе, которое теперь выглядит таинственным замком с потушенными стрельчатыми окнами. Стояла уже глубокая ночь, и вокруг веранды повисла глубокая тишина, прерываемая только то близким, то дальним уханьем совы. Тёмный дом, казалось, сгорбился под тяжестью навалившихся на него лет и, быть может, каких-либо размышлений, затаённых в самом сердце дома, сердца, затаённого там, где никогда никто не был. Что вспоминал дом? Быть можетб такую же июньскую ночь, ночь, ушедшую в далёкое прошлое?
Так же светила луна, и около соседнего дома светили тревожные жёлтые фары; всё так же хрустели хвойные иголки под колесами медленно подъехавшей чёрной, поблёскивавшей в свете луны машины. Тревожный звонок с парадного входа, "опять заболели, дайте пять минут, уже иду". Где-то в глубине дома раздаются быстрые и торопливые шаги, вслед за которыми на крыльце появляется тёмный силуэт, закутанный в чёрное пальто. Бросив кому-то вглубь светящегося колодца двери какие-то наставления, он погрузился в чёрное покачнувшееся нутро машины. Снова зашуршали иголки и, отразив никелем запасного колеса жёлтое пятно луны, машина выехала с газона перед домом, прокладывая жёлтыми лучами путь сквозь, казалось, сгустившуюся в этом месте тьму. Да, заглядывала сюда эта блестящая машина - за тем еще старым стариком-врачом, иной раз лунными ночами, лечить кого-то, о ком не говорили - машина та самая, про которую в наше время нам рассказывали только шепотом, как о неком грозном, мрачном и вездесущем духе.
Гости медленно разошлись на покой, и Сперанский поднялся по скрипучей лесенке в свою маленькую комнатушку. Вот, как и во многие ночи, в окне засветился свет, и снова прорезали тьму сухие удары старенькой пишущей машинки, удары его второго сердца.

На краю века
Этюд
Если проснуться пораньше утром в конце двадцатого века, то можно услышать звуки времени. Никогда не услышишь их так, как утром. Сквозь густую тьму за окном настойчиво пробивается шум снегоуборочной машины, а полчаса спустя начинают доноситься звуки скрежета лопат о заледенелый асфальт. Ещё чуть позже ко всему этому прибавляется карканье заспанных ворон и отрывистое гавканье псов, которых вывели на мороз пунктуальные хозяева ещё в половине восьмого. Если на рассвете отдёрнуть занавеску, то глазам открывается вид внизу, расползшийся на подавляюще широкое пространство. До самого горизонта раскинулся ковёр из многооконных зданий, труб теплоцентралей с далекими дымными облаками. И вот над всем этим начинает восходить солнце; оно восходит медленно, не торопясь, словно давая городу возможность подготовиться к встрече с ним. И во всех окнах дальних и ближних домов загораются алые пятна, что вместе с туманом придаёт отдалённым домам вид чудовищ с пылающими глазами, виденных мною на картинах Босха. В отдалении, за рекой, дремлет аэродром, где наподобие уснувших крылатых драконов застыли в странных позах разного вида самолёты и прочая техника.
Многовато перспективы - и выпрямишься перед окном, прихлёбывая кофе, и начинаешь подумывать о человечестве, о строительстве... И уже мысленно прикинешь, каким будет вид из этого окна через сотню лет - как вдруг из нижней квартиры вместе со звоном балконной двери донесется сильный взрыв нечеловеческой ругани, в сопровождении неправдоподобно громкой музыки и лая взбешённой собаки.
Эх, пропадает вся величественность пейзажа, и досада берет на такое погубление чуткого, утреннего начала жизни; и с тягостной, неизвестно откуда взявшейся усталостью ты входишь в свою комнату, при взгляде на которую, думаю, сам Гоголь взмахнул бы руками и сказал: "Чёрт знает что такое!" Среди огромных стопок книг на столе взгромоздился компьютер и вся припутанная к нему аппаратура. У окна, на четырёхногом столике, мутно зеленеет аквариум с тёмной водой и сильно нелюдимыми обитателями. Всё это, если ещё упомянуть громадную корягу, за сходство с рогами оленя выпиленную в лесу и затем после тщательной полировки повешенную на стену, можно было действительно считать чёрт знает чем, так как ни один предмет в этой комнате абсолютно не подходит к любому другому. Уместно себя чувствуют, пожалуй, лишь самые важные существа в квартире - вездесущие книги: на одной полке можно видеть цветные переливчатые корешки изданий каких-нибудь семидесятых годов нашего века, а если заглянуть на более высокие книжные этажи, то там видятся тяжёлые и массивные корешки книг изданий рубежа веков.
У левой стены большой комнаты стоит огромный старинный шкаф. Здесь он решил расположиться как царь, а значит и заставить признать другие вещи его право на занимание собой такой обширной территории. Трудно представить, как он может чувствовать себя занесенным на семнадцатый этаж блочной многоэтажки и как он понимает свое пребывание здесь. Хотя я кое-что про него знаю - с фотографии из старого потрепанного конверта, которых тут же, в шкафу, предостаточно - еще до сих пор не разобранных.
Этот шкаф уже тогда - давно - стоял в комнате, своей обширной спиной закрывая часть заклеенной обоями стены, отражая в своем зеркале утро 1902 года. Он был из породы тех шкафов, которые так любят сбывать за их несуразный или банальный вид. Как правило, их продавали либо старухи, полностью разорившиеся и вынужденные продать имение и свой барский дом вместе с той мебелью, которую бог весть сколько лет тому назад ранним зимним утром её покойный муж привёз на застеленных сеном или соломой санях. Но теперь её муж умер и уже не красуется по воскресным дням в своём генеральском мундире перед зеркалом, вделанным в дверь старинного шкафа, имеющего цвет речного песка, который только что окатило водой, - того песка, который, если возьмёшь в горсть, а затем опустишь в воду, то почувствуешь, что песок в твоих руках стал значительно тяжелее и не сыплет между пальцев, а спадает тяжёлыми комками. И такой-то шкаф стоит передо мной сейчас в полутьме, которая то на секунду отодвигается, то снова покрывает его; и время от времени кажется, что из старинного зеркала на тебя смотрит кто-то; и я с волнением отрываю перо от бумаги и оглядываюсь на него, но ничего особенного в зеркале не происходит, так же, как ничего не происходит и в остальных частях шкафа, - шкаф, как угрюмый старец, стоит в колеблющейся темноте, придавленный огромным количеством лет, которые, как мне кажется, придали ему больше степенности и важности перед остальной мебелью. Однако в зеркале всё обычно, и в нём лишь отражается свеча в тяжёлом дедовском канделябре - я поставил её на верхнюю крышку бюро - да окно, за которым свирепствует вьюга, изо всех сил старающаяся прогнать теперешний - то ли 1999, то ли 1902 и подготовить мягкий, искрящийся снежной обивкой трон для нового года и века. Но вот свеча догорела, комната вместе со шкафом погрузилась во тьму, и лишь время от времени заскрипит снег под ногами спешащего домой человека, и снова тишина, прерываемая лишь завываниями вьюги, которая, то, обессилевая, слабо постанывала в трубе и в двойных рамах, то, снова обретая силу, трубила в печной трубе и выла на улице. А в зеркале шкафа, в самом его верхнем углу - там, где идёт уже отдельная зеркальная полоска - отражается яркой точкой звезда, и шкаф всем своим существом внемлет этому свету - свету, может быть, единственной его собеседницы, которая делит с ним вечность...


Отозваться в Бортжурнале
Высказаться Аврально